Госдолг России в 2023 году — что с ним происходит и на что он влияет

Последнее время в новостях постоянно говорят о госдолге и активно обсуждают его снижение более чем на 14%. О чем идет речь и кому мы должны, как влияет размер государственного долга на экономику страны? Об этом в сегодняшнем материале.

Что такое госдолг

Государственный долг — это объем долга страны перед физическими и юридическими лицами, другими государствами, международными корпорациями, банками и другими субъектами международного права. Сюда же входят обязательства по государственным гарантиям. Простыми словами — это средства, которые государство взяло в долг, чтобы оплатить свои расходы.

Когда говорят о государственном долге, чаще подразумевают чистый госдолг. То есть задолженность, которая бы осталась за государством, если все кредиторы страны в один момент потребовали погасить долг. Если у страны есть возможность это сделать и остаться в плюсе, госдолг считается отрицательным. Если нет — положительным. Сумма долга, которая осталась бы после того, как государство отдало весь свой резерв, — и есть чистый долг.

Виды государственных долгов

В первую очередь государственный долг делят на внутренний и внешний.

Внутренний долг — это обязательства страны перед своими гражданами, а также перед отечественными корпорациями и фондами.

Внешний долг — это обязательства перед другими странами, а также зарубежными инвесторами и компаниями.

Внутренний долг включает в себя также долги перед муниципалитетами, инвесторами и социальные обязательства перед своими гражданами.

Правительство любого государства стремится свести долг к отрицательным значениям, но отрицательный чистый госдолг — редкое явление, особенно в странах с развивающейся экономикой.  Если говорить о России, в наследство от СССР и «лихих 1990-х» ей достались большие долги. Их большую часть удалось погасить к середине 2000-х, и к 2019 году госдолг страны стал отрицательным — тогда правительство сознательно накопило резервы и поддерживало долговую дисциплину. Однако уже к середине 2020-го государственный долг РФ снова начал расти из-за пандемии и падения цен на нефть. Его значение снова стало положительным.

Где можно узнать внешний и внутренний долги России

Точные цифры лучше узнавать на официальных сайтах ведомств правительства РФ. Например, на сайте Минфина России. Там указаны объемы внутреннего и внешнего государственных долгов РФ, в том числе объем государственного долга субъектов Российской Федерации. Помимо последних данных, можно изучить таблицы с показателями 2011–2023 гг. и помесячными сведениями в текущем году.

На 1 октября 2023 года внутренний долг России — около 20,38 трлн рублей, внешний долг России на 1 сентября 2023 года — 55,77 млрд $. Общая сумма государственного долга РФ на 1 октября 2023 года — примерно 25,81 трлн рублей.

Кому мы должны

Структуру внешнего государственного долга можно посмотреть на сайте Минфина. Из представленной там таблицы видно, что у РФ есть задолженность:

  • Перед официальными двусторонними кредиторами, которые не являются членами Парижского клуба;
  • Перед официальными многосторонними кредиторами;
  • По внешним облигационным займам;
  • В виде государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте.

Кроме того, в структуру долга входит «прочая задолженность» и обязательства СССР, принятые Российской Федерацией.

Как государство выплачивает долг

Долги перед кредиторами государство погашает согласно утвержденным графикам. Важный параметр — платежеспособность государства, то есть сможет ли оно вовремя внести очередной платеж и способно ли в целом рассчитаться по долгам. Один из главных критериев, по которым оценивают платежеспособность государства, — наличие ликвидных активов. В первую очередь это рублевые и валютные депозиты федеральных органов управления, которые размещены в Центробанке и коммерческих банках.

При этом важно, чтобы государство не попало в безнадежные должники. Чтобы этого не произошло, правительство может принимать следующие меры:

  • Рассчитаться с долгом за счет золотовалютных резервов. Это невозможно сделать, если страна уже много задолжала, так как, скорее всего, эти запасы у нее минимальны или вовсе исчерпаны;
  • Консолидировать долг. Для этого нужно получить согласие кредиторов. Они, в свою очередь, создают специальные клубы и совместно разрабатывают консолидационную политику по отношению к государствам, которые не могут расплатиться с долгами. Самые известные такие клубы — Парижский клуб, который объединил в себе страны-кредиторы, и Лондонский клуб, включающий в себя банки-кредиторы. Оба клуба всегда лояльно относились к просьбам задолжавших стран об отсрочке долга. В некоторых случаях даже частично списывали долги;
  • Сократить размер долга путем конверсии. То есть кредитор в счет долга покупает у страны-должника ценные бумаги, недвижимость, права, участие в капитале и другое. При этом доля иностранного капитала в стране увеличивается, а финансовые ресурсы в бюджет не поступают. Но таким образом можно снизить долг, получить возможность брать зарубежные кредиты и стимулировать приток иностранных инвестиций в экономику страны;
  • Обратиться к международным банкам за льготными кредитами. Таким образом можно преодолеть кризис, но в то же время страна должна быть готова к жестким требованиям к кредитной и эмиссионной политикам, к поощрению конкуренции и другим условиям.

Положительный госдолг — есть ли повод для беспокойства

Сама по себе цифра, которая обозначает размер государственного долга, ни о чем не говорит. Внимание нужно обращать на его соотношение с ВВП страны. В 2010 году специалисты Всемирного банка подсчитали, что проблемным госдолг можно назвать, когда его объем превышает 77% от ВВП. Лимит устанавливает правительство, но оно может пересматривать его размеры, в том числе в большую сторону. Как это делают США, которые обслуживают самый большой в мире госдолг. На июнь 2023-го его объем составил 31,8 трлн $. При этом ВВП в этом же году — 26,854 трлн $, что значительно ниже госдолга. Соотношение госдолга к ВВП превышает 100%.

Помимо соотношения госдолга к ВВП, важно учитывать размер резервов государства и их ликвидность, кредитный рейтинг государства, доходность государственных облигаций, показатель среднегодовой инфляции в стране и другие факторы.

Для России как для страны с развивающейся экономикой важно сохранить финансовую независимость, поддерживая долг в пределах нормы. Это позволяет сохранить гибкость и независимость на международном уровне.

Однако, например, правительство США не считает большой государственный долг критичным и опасным для страны и продолжает наращивать его объемы. Это можно объяснить тем, что доллар — главная резервная валюта мира, накопления в которой составляют ⅔ всех денег мира.

Константин Зусманович, управляющий партнер экспертной группы «Механика финансов», пояснил, что долг как таковой, в том числе государственный долг, — просто инструмент (например, для финансирования программ развития) и сам по себе опасности не представляет.

По мнению эксперта, опасным — не только для заемщика, но и для кредиторов — долг делает только некорректное обращение с ним. Общим принципом хорошего обращения с долгами со стороны заемщика является способность свой долг обслуживать, то есть платить по нему проценты и погашать. А если долг используется эффективно — для развития или решения проблем в экономике — эта способность возрастает.

Константин Зусманович уверен, что проблемы начинаются при избыточном заимствовании или неэффективном использовании долга. Например, просто для закрытия дыр в бюджете вместо устранения их причин. Одним из самых простых индикаторов является отношение долга к ВВП — у России на конец 2022 года этот показатель был около 17%, самый низкий среди стран G20. Для государства в среднем гораздо менее критичен внутренний долг, номинированный в национальной валюте. А вот внешний требует гораздо более аккуратного обращения, считает эксперт. По его словам, в структуре российского госдолга более 80% занимают внутренние заимствования.

Константин Зусманович уверен, что не менее, чем объем, важна стоимость обслуживания долга. При одном и том же объеме выдерживать «дешевый» долг намного проще, а наш долг достаточно дорог. Для грубой оценки ситуации с внешним долгом и стоимостью его обслуживания полезно посмотреть на такой показатель, как внешний долг к годовому экспорту (как источнику валюты), а совсем корректно — сопоставлять график погашения долга и выплаты процентов по нему с денежными потоками, которые «питают» эти выплаты. Но это очень тонкая работа даже на уровне отдельных проектов, не говоря о целой экономике. Тем не менее эксперт уверен, что на данный момент ситуация с российским госдолгом не выглядит угрожающей, хотя и требует внимания — как по его обслуживанию, так и по использованию в качестве инструмента для развития экономики.

Как госдолг влияет на экономику

Наличие государственного долга одновременно положительно и отрицательно влияет на экономику страны.

Положительное влияние выражается в том, что наличие долга означает, что у страны есть возможность занимать деньги у других государств, поддерживая тем самым свою экономику. Отрицательными факторами можно считать сдерживание инвестиций государства в национальное хозяйство, снижение независимости и расходы на обслуживание долга.

Как влияет снижение долга

В 2023 году новостные издания стали активно обсуждать снижение госдолга России. Аналитики объяснили это санкциями. Из-за них многие нерезиденты страны покидают российские инвестиционные проекты, в том числе государственные.

По словам аналитиков, снижение государственного долга России сводит к минимуму влияние возможных новых санкций и снижает риски потерь при купле-продажи иностранной валюты по разным курсам.

Эксперты уверены, что снижение государственного долга ослабит фактор влияния на российскую экономику мировых валют и будет способствовать устойчивости отечественной экономики к внешним влияниям. По их словам, когда валютные риски обострены, для России это грозит минимальными последствиями.

Как влияет рост долга

Когда государственный долг растет, происходит следующее:

  • Ключевая процентная ставка меняется;
  • Страна самостоятельно не может вносить платежи по долгам, а занимать больше нет возможности, это приводит к долговому кризису;
  • Высокий долг ложится на будущее правительство, так как, как правило, те, кто его берет, не успевают его вернуть за время своего правления.

Эти процессы запускают волны кризиса и приводят к определенным последствиям:

  • Растет сумма процентов по выплате долга, которые могут стать непосильными для страны, если ее экономика находится в стадии стагнации или наблюдается спад производства;
  • Правительство ищет источники погашения долга, это приводит к повышению налогов;
  • Повышение налогов отрицательно сказывается на хозяйственной активности населения. Объем сбережений падает, спрос сокращается;
  • Частное предпринимательство при отсутствии поддержки со стороны государства имеет меньше возможностей для развития. В связи с ростом налогов повышаются цены на продукцию. Рост экономики останавливается или становится отрицательным;
  • Снижается материальное благополучие населения;
  • Население разделяется на группы в зависимости от уровня доходов;
  • Разница в доходах между слоями населения продолжает расти, финансово-кредитная система страны подрывается и в целом негативно влияет на всю экономику.

Какой можно сделать вывод из всего сказанного выше? Основная часть внешнего госдолга РФ — это задолженность по облигационным займам, которую государство погашает согласно графику. А снижение этого показателя означает, что РФ вовремя вносит платежи и стране не грозит оказаться в безнадежных должниках. При сохранении нормальных показателей экономике страны не грозит кризис.