Новогодние распродажи: как обезопасить себя и не потерять деньги

В материале расскажем о популярных уловках продавцов, опасностях, которые поджидают любителей новогодних распродаж, а также о том, как обезопасить себя в предпраздничной суете.

Завышенные цены

Одна из самых популярных уловок продавцов на новогодних распродажах – смена ценников. Цену на товар повышают, после чего делают скидку. В итоге стоимость нередко получается даже выше, чем до распродажи. Такое встречается и в интернет-магазинах, и в офлайн-ритейле.

Мониторьте цены на товары, которые присматриваете. Если планируете купить вещь на распродаже, посмотрите, сколько она стоит за 1-2 месяца до старта скидок. Поймать продавца на лукавстве можно и другим способом: просматривая кэш поисковиков – Яндекс или Google. Вбейте ссылку с нужным товаром в строку поисковика и найдите сохранённую копию страницы. Система покажет, какой была страница несколько недель назад, в том числе там будет указана и стоимость.

Обвинить магазин в смене ценников и добиться наказания не получится, говорят юристы. Ценообразование здесь не контролируется законом. Однако никто не запрещает покупателю, который обнаружил обман, вернуть товар с завышенной ценой обратно в магазин. Сделать это можно в течение 2 недель.

Скидки до 70%

Нередко можно увидеть рекламу, рассказывающую о грандиозных скидках до 70%, а то и больше. Разберёмся, что ждёт покупателя в реальности. Зачастую с 70% скидками продают так называемые товары-маяки. Их главная функция – завлечь клиентов.

Как правило, это единичные позиции, которые не пользуются спросом. Их запас всегда ограничен. Такие товары расхватывают в первые дни, а иногда и в первые часы распродажи. Но реклама остаётся и продолжает завлекать доверчивых покупателей. Или же их вообще никто не покупает за ненадобностью.

По факту магазин никого не обманывает, ведь скидки действительно до 70%. Правда, нигде не говорится, что такой дисконт действует лишь на 1-2 товара. Покупатель же, который пришёл в торговую точку, скорее всего что-то купит.

Помните, что ни один продавец не будет работать себе в убыток. Скидка – это всегда определённая часть наценки.

Если в магазине действительно продают товары с внушительным дисконтом, это повод насторожиться. Размер скидки зависит от сегмента. В каждом из них существует своя наценка и маржинальность (уровень заработка, который имеет ритейлер). Например, продавцы электроники редко могут себе позволить скидки больше 15% (мы говорим о тех, кто продаёт качественную технику и не задирает цены). Поэтому если вы, к примеру, увидели электронику с 50% скидкой, скорее всего на неё изначально была сильно завышена цена, или это некачественный товар с низкой себестоимостью. В сегменте одежды заработок ритейлера выше, поэтому скидки могут составлять до 90%. Но опять же: такой дисконт заставляет задуматься о качестве вещи.

Беспроцентная рассрочка

Большой популярностью на распродажах пользуется дорогая техника, которую без скидки многие не могут себе позволить. Кроме того, электронику часто покупают в подарок на Новый год. Именно поэтому перед праздниками особенно распространена рассрочка.

В рекламе магазины рассказывают о том, что товар можно забрать сразу, не заплатив ни копейки, а расплатиться позже – без процентов. Но обещанную рассрочку дают далеко не всем. Многие получают отказ. В результате человек, уже настроившийся на покупку, там же, в магазине, оформляет кредит – уже с первым взносом и переплатой.

Кроме того, под рассрочку изначально могут замаскировать обычный заём.

Два по цене одного и подарок за покупку

Часто вместе с новогодними распродажами магазины проводят разные акции. Например, «купи один, получи второй в подарок». Таким образом часто избавляются от залежавшегося товара. Именно он участвует в подобных акциях.

Кроме того, на покупки во время акций по типу «два по цене одного» часто не распространяется действие скидочных карт. В результате покупатель порой ничего не выигрывает.

Рассмотрим эту схему на примере. Покупатель пришёл в магазин за духами, упаковка которых стоит 5000 руб. У него с собой дисконтная карта на 30% скидки. Продавец рассказывает об акции и предлагает забрать вторые духи меньшей стоимости совершенно бесплатно. Покупатель выбирает упаковку за 4000 руб. В итоге он, купившись на мнимую щедрость магазина, платит 5000 руб. и забирает 2 упаковки духов. Хотя мог бы заплатить 3500 руб. (5000 руб. – 30% скидка по бонусной карте) и уйти с духами, которые хотел приобрести изначально. Магазин же выигрывает, поскольку вместо одной упаковки продал две. Учитывая наценку, торговая точка ничего не потеряла, а даже получила небольшую, но прибыль.

Ещё одна хитрая схема – акции по типу «купи смартфон, получи чехол в подарок». Презент предлагается или за дорогостоящий, или, опять же, за залежавшийся товар. В итоге человек покупает не ту вещь, которую хотел, а ту, к которой идёт подарок.

Разные цены

На распродажах ценники содержат две суммы – зачёркнутую старую стоимость и новую со скидкой. Но часто магазины ставят рядом с акционными товарами обычные, которые в дисконте не участвуют. На ценниках тоже пишут две суммы: одну крупно, вторую – поменьше. Разница в том, что обе цены действующие, просто крупная написана для тех, у кого есть дисконтная карта, а вторая – для остальных. В итоге покупатели путаются. Человек может только на кассе узнать, что понравившаяся вещь стоит больше, чем он рассчитывал, поскольку у него нет карты. Многие предпочитают всё же приобрести товар.

Есть ещё одна уловка, встречающаяся часто в магазинах косметики. Продавцы ставят рядом баночки разного объёма, а цену пишут только для наименьшего из них, на который распространяется скидка. В итоге покупатель может по невнимательности взять ёмкость большего объёма и в итоге не получить скидку.

Подарочные карты

Привлекать клиентов на распродажу могут не только скидками, но и разными бонусами. Например, подарочными картами, номинал которых зависит от суммы покупки. В итоге вместо скидки на холодильник покупатель получает карту на 5000 руб., которой может оплатить часть стоимости товара в будущем. Такая схема – сама по себе уловка, поскольку покупатель будет вынужден вернуться в магазин и что-то купить, чтобы бонусы не сгорели. Оплатить ими, как правило, можно только до 30% стоимости товара.

Немногие понимают, что такие бонусные рубли – это не реальные деньги. Проблема в том, что законодательство о защите прав потребителей не регулирует их и не защищает интересы покупателей. Если человек покупает товар частично за бонусы, то в случае проблем с качеством при возврате средств магазин учтёт только те деньги, которые были внесены наличными. Бонусные рубли не вернут.

Куда жаловаться на недобросовестных продавцов

Можете позвонить или написать в общество защиты прав потребителей «Общественный контроль». Горячая линия: 8 (495) 213-84-44.

Также работают региональные общества защиты прав потребителей. Например, в Москве нужно звонить по номеру 8 (495) 623-14-86.

Жаловаться можно в Роспотребнадзор. Жалобу можно подать в электронном виде на сайте ведомства или позвонить по телефону 8 (499) 973-26-90.

Ещё один способ – обратиться в ФАС. Антимонопольная служба занимается нарушениями в сфере рекламы. Например, если магазин в рекламных роликах сообщает недостоверные сведения, смело жалуйтесь в это ведомство. В Москве звоните по номеру 8 (499) 238-49-19 или пишите на электронный адрес.

Если столкнулись с мошенниками, обращаться нужно в полицию. Если это офлайн магазин, пишите заявление в ближайшем отделе полиции. Об аферистах в интернете можно сообщить туда же, также есть вариант оставить электронное сообщение или позвонить. Телефон УБЭП ГУВД г. Москвы – 8 (495) 694-85-40.

Как обезопасить себя

Перед походом в магазин составьте список того, что действительно необходимо. Кроме того, заранее определитесь с характеристиками, а лучше – с конкретной моделью. Так продавцам будет сложнее сбить вас с толку и убедить купить товар, который не нужен.

Узнайте заблаговременно, участвует ли интересующий товар в акции. Положите вещь в корзину в интернет-магазине, и увидите размер дисконта.

Во время предновогодних распродаж будьте осторожны с интернет-покупками. В горячий сезон появляется масса поддельных сайтов, названия которых так или иначе схожи с названиями известных магазинов. Такие порталы воруют данные пользователей. Кроме того, переведённые мошенникам деньги не просто вернуть. Для серьёзных покупок выбирайте известные на рынке компании.

Не покупайте товар только потому, что к нему идёт подарок (якобы бесплатно). Выбирайте вещь по важным для вас характеристикам. Для этого заранее изучите варианты в интернете, определите несколько понравившихся, а уже в магазине сделайте окончательный выбор.

Если боитесь, что не сможете противостоять маркетинговым уловкам продавцов, заказывайте онлайн.

Выгодные ставки по вкладам

Выбирайте и открывайте депозиты в разных банках в одном личном кабинете