Можно ли вернуть снятые мошенниками деньги?

Иногда несанкционированные операции по картам являются следствием технических сбоев. Как правило, подобные проблемы финансисты решают без каких-либо сложностей. Но при мошеннических действиях вернуть свои денежные средства бывает не просто.

В таких случаях в первую очередь следует заблокировать карту через call-центр кредитной организации. Часто для этого выделена отдельная цифра в голосовом меню, что избавляет от ожидания ответа на линии в общей очереди. Далее необходимо действовать исходя из законодательства и политики банка.

Что говорит закон?

По закону «О национальной платежной системе» N 161-ФЗ от 27.06.2011 г. банк обязан вернуть деньги. Соответствующие положения действуют с 01 января 2014 года. Однако для этого клиент должен выполнить некоторые условия.

  1. Об утрате «пластика» держатель обязан уведомить эмитента незамедлительно.
  2. О несанкционированных операциях клиент должен сообщить максимум на следующий день после получения информации по ним. Обычно  потерпевшие получают SMS, но иногда отчёт приходит по электронной почте или иным способом.
  3. Порядок уведомления банка должен соответствовать договору. Если договор не содержит сведений на этот счёт, обратившийся уведомляет организацию в свободной форме. Впрочем, нужный бланк нередко выдают сами финансисты. Во всех случаях клиенты подают уведомление письменно.

Отметим, что некоторые финансовые институты сознательно подталкивают обратившихся к нарушению требований. Например, специалисты предлагают потерпевшим придти через пару дней. Используются разные предлоги:

  • отсутствие нужного сотрудника;
  • необходимость длительного ожидания из-за наплыва клиентов;
  • отсутствие бланков необходимой формы;
  • предложение вначале обратиться в полицию.

При этом законодательные сроки будут нарушены, и учреждение получит повод отказать в компенсации потерь.

Бывает, что банки не уведомляют держателей «пластика» о совершаемых операциях. Данный подход противоречит закону. Понятно, что в такой ситуации клиент не всегда оперативно отреагирует на несанкционированные движения по счёту. Тем не менее, указанная практика не освобождает кредитные организации от возврата средств.

Единственное, что позволяет банкам законно отказать потерпевшим – нарушение условий использования карты.

В основном это касается безопасности:

  • неразглашение ПИН-кода;
  • неразглашение паролей сервисов дистанционного обслуживания (интернет-банк, мобильный банк);
  • хранение «пластика» в безопасном месте.

Однако именно банк доказывает факты нарушений и то, что они привели к финансовым потерям от преступных действий.

Нужно ли обращаться в полицию?

Компетентные органы не любят обращения по кражам с банковских карт из-за минимальной раскрываемости таких преступлений. Поэтому в полиции потерпевших могут отговаривать от подачи заявления, предлагая решать вопрос с эмитентом. Если же заявление приняли, нередко следует отказ в возбуждении уголовного дела.

Между тем, привлечение стражей правопорядка является дополнительным аргументом для общения с банком.

Порой полиция благодаря своим полномочиям оказывает реальное содействие.

Поэтому нелишне настоять на приёме заявления, получив талон-уведомление или иное письменное подтверждение подачи документа. Иногда стоит воспользоваться электронной формой сайта МВД или почтой (письмо с описью и уведомлением о вручении). В перечень инстанций для обжалования определения об отказе в возбуждении уголовного дела входят:

  • прокуратура;
  • суд;
  • руководитель следственного органа.

Кража менее одной тысячи рублей квалифицируется как административное правонарушение по статье «Мелкое хищение». Детальный алгоритм взаимодействия с компетентными органами зависит от обстоятельств.

Если банк отказывается возвращать средства

К сожалению, далеко не всегда кредитные организации добровольно компенсируют потери от мошенников. На заявление клиента банк обязан ответить в течение тридцати дней. До шестидесяти дней срок увеличивается при трансграничных операциях. Если ответа не последовало или он отрицательный, скорее всего без судебных органов не обойтись.

Часто в судебных разбирательствах финансисты пытаются уличить потерпевших в недостаточной предосторожности. Причём аргументами здесь выступают:

  • отсутствие антивирусных программ на компьютерах и портативной технике, используемых при дистанционном обслуживании;
  • предоставление иным лицам информации о коде CVV2/CVC2/CID, открыто напечатанном на оборотной стороне карты;
  • недостаточно частая проверка остатка на счёте или отсутствие ежедневного контроля операций посредством онлайн сервисов.

Перечисленные примеры доводов показательны с точки зрения использования банками любых возможностей защиты в суде. Тем не менее, нередко служители Фемиды выносят решения в пользу держателей карт.

В отдельных случаях действенными оказываются иные шаги. В числе таковых, например, жалоба в Центробанк. А при установленном получателе украденных средств судебные требования можно предъявлять и к нему. Зачастую клиентам сложно доказать, что они не совершали несанкционированную операцию. Если не удаётся подтвердить факт мошенничества, деньги всё равно должны быть возвращены владельцу. Пусть даже как ошибочно перечисленные.

Сколько стоит репутация?

Вопросы по небольшим суммам банки порой решают положительно. Негативные отзывы и судебные разбирательства сказываются на репутации финансовых учреждений. Понимая это, последние идут навстречу клиентам. Данный аспект стоит учитывать как один из вариантов урегулирования ситуации.

Но необходимо понимать, что решение кредитной организации зависит от суммы ущерба.

Крупные потери от мошенников вряд ли удастся компенсировать так легко. А многие банки не согласятся вернуть даже несколько сотен. Здесь играет роль клиентоориентированность и общая политика бренда.

Читайте также