Позиция ОНФ: Россияне должны проверять кредитную историю раз в год

Ежегодно те, кто следит за своим здоровьем, проходят диспансеризацию. С той же регулярностью россияне должны проверять своё финансовое здоровье. Прививать культуру проверки кредитной истории следует в рамках программ по финансовому образованию, считает глава проекта ОНФ «За права заёмщиков» Евгения Лазарева.

По данным Центробанка, за первые девять месяцев текущего года регулятор 47 раз оштрафовал банки за нелегальный запрос кредитной истории клиентов. Предположительно, финансовые организации запрашивали эти данные с целью предложить гражданину какой-либо продукт. Лазарева сообщает, что причин незаконного получения кредитной истории гражданина две: скромный штраф (максимум – 50 тысяч рублей) и сложность выяснения запроса без согласия клиента. Согласно закону, юрлицо может быть оштрафовано только в том случае, если гражданин сам пожалуется в Центробанк на это нарушение. Так как россияне отслеживают изменения в кредитной истории не так тщательно, как это следует делать, банки безнаказанно нарушают закон, обязывающий их получать письменное согласие на запрос таких данных.

Частота обращения к кредитной истории гражданина влияет на её качество, как и частое обращение за мелкими краткосрочными кредитами и подача заявок на кредит без последующего заключения договора. Система расценивает такое поведение как подозрительное и снижает рейтинг, что, в свою очередь, снижает вероятность получения кредита на выгодных для клиента условиях.

Лазарева напоминает, что с 31 января 2019 года количество бесплатных обращений за кредитной историей через портал Госуслуг увеличилось до двух в год. Другими словами, раз в полгода любой россиянин имеет возможность узнать, какие кредиторы запрашивали о нём сведения в БКИ. Это нужно не только для подачи жалобы на нелегитимные действия финансовых организаций, но и своевременного обнаружения мошенничества.

В качестве примера представитель ОНФ рассказала историю краснодарского юриста Дениса Лихачёва. Накануне 2018 года ему позвонила девушка и настоятельно потребовала объяснить, по какой причине он не исполняет договорные обязательства. Так он узнал, что в ноябре он якобы отправил заявки на получение четырёх и восьми тысяч рублей в компаниях «Е заем» и «Монеза», после разговора с представителями МФО займы были одобрены, а деньги переведены на указанный им счёт. Однако он за кредитами не обращался, деньги не получал, о наличии договоров не знал.

Сделав запрос в БКИ, юрист узнал, что на его имя оформлено ещё четыре займа. Благодаря профессиональным знаниям ему удалось аннулировать задолженность и договоры и восстановить кредитную историю, но на это у него ушли значительные ресурсы.

Этот эпизод показывает, что уровень финансовой грамотности всё ещё недостаточно высокий, из-за чего у россиян возникают проблемы. «Кредитная история даже для подкованных и грамотных потребителей – продукт новый и непонятный», – подчёркивает Лазарева. Она уверена, что прививать навыки финансовой гигиены необходимо с детского сада. Только в этом случае будет сформировано общество финансово-грамотных людей.

На сайте finuslugi.ru предоставляются услуги оператора финансовой платформы ПАО Московская Биржа, а также услуги ООО «МБ Маркетплейс», организации, не являющейся оператором финансовой платформы в соответствии с Федеральным законом от 20.07.2020 №211-ФЗ «О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы». Услуги оператора финансовой платформы ПАО Московская Биржа обозначены пометкой «Открытие онлайн на Финуслугах». Иная информация на сайте www.finuslugi.ru считается размещенной ООО «МБ Маркетплейс», если иное явно не следует из существа размещаемой информации. ООО «МБ Маркетплейс» входит в Группу «Московская Биржа».

Группа «Московская Биржа» - ПАО Московская Биржа и юридические лица, находящиеся под прямым или косвенным контролем ПАО Московская Биржа.