Туроператор-банкрот: можно ли вернуть деньги?

Пандемия привела к банкротству сотен российских туркомпаний и агентов. При этом у многих туристов остаются на руках оплаченные туристические ваучеры, выданные в 2020 году. Разбираемся, есть ли жизнь на рынке после коронавируса и можно ли вернуть деньги, если туроператор признан банкротом.

Ситуация на рынке

Несмотря на поддержку государства туристическая отрасль серьёзно пострадала от пандемии коронавируса. С рынка России в 2020 году ушли 278 из более 4 тысяч туроператоров. Многие из них не дотянули даже до окончания лета 2020 года. По оценке Ассоциации туроператоров с рынка исчезло и 5-6 тысяч турагентств, занимающихся продажей туров.

Ушли «Самовар Тур», «ТурЭкспресс», «Ярмарка путешествий» и другие компании. Некоторые ликвидировались со скандалами по упрощённой процедуре, как например, российский «Робинзон Турс» или тихо приостанавливали деятельность, как «Русь-Тур». Общие потери рынка по данным Ростуризма составили 1,3 трлн рублей.

Весной 2021 года возможно ещё большее сокращение, так как многие не смогут продлить страховки и обеспечить фингарантии для туристов – границы не открылись и заработать им было не на чем. Ожидается, что прекратят работу ещё 300 компаний.

Это означает, что вернуть деньги за уже оплаченные и замороженные туры будет проблематично. Если же туристы отправятся в открытые страны: Турция, Занзибар, Шри-Ланка, ОАЭ, Куба, Мальдивы, их могут ожидать неприятные сюрпризы в случае, если туроператор окажется финансово несостоятельным.

Что делать в случае банкротства

Чтобы снизить риски нужно соблюдать меры безопасности. Если вы ещё не выехали в тур и узнали о проблемах туркомпании, то позвоните в отель, указанный в ваучере и узнайте, оплачено ли ваше пребывание. Проверьте и действительность авиабилетов. Они должны быть выкуплены, а не забронированы.

Если ничего не оплачено, а туроператор признан банкротом, то:

  1. Выясните, какой вариант фингарантии был выбран компанией. Если это страховка, то идите к страховщику туроператора, который в этой ситуации выступает гарантом возврата средств. Необходимо предоставить паспорт, ваучер и квитанцию об оплате путёвки и написать письменное требование о выплате возмещения.
  2. Если у туроператора не страховка, а банковская гарантия, то обращаться нужно в банк-гарант. При себе также нужно иметь документы, подтверждающие личность и оплату тура. Банк выплатит деньги наличными или на счёт туристу, а потом взыщет нужную сумму с туроператора.

После подачи письменного требования возмещение должно быть выплачено в течение месяца (согласно закону об основах турдеятельности). Обращаться разрешено в течение трёх лет.

100% возврат стоимости тура по страховке вряд ли возможен. Выплата производится в зависимости от страхового лимита, выбранного туристической компанией.

Обычно это не более 50 тыс. рублей на человека. Чем больше туристов, тем ниже будет сумма выплаты, поскольку деньги распределяются между всеми пострадавшими в пределах страховой суммы.

Если все деньги вернуть не удалось – обращайтесь к любому другому фингаранту туроператора (их может быть много) либо подавайте заявление в суд о включении в реестр требований кредиторов банкрота.

Особая тема: замороженный в связи с пандемией ваучер. Туроператор оказывается банкротом, а у вас, несмотря на внесённую оплату за тур, остаётся по сути бумажка с открытой датой. Если договор заключён до 31 марта 2020 года, то деньги удастся вернуть только в конце 2021 года (Постановление Правительства № 1073). При покупке тура после этой даты и банкротстве туроператора смело требуйте возврата денег, как описано выше или, на худой конец, замены тура на другой вариант (если это ещё возможно).

Туроператор и турагент – разные организации. Деньги возвращает только организатор тура, т.е. туроператор.

Агентов, которые продают туры, может быть много и никакой ответственности за проданные поездки они не несут.

Если застряли за границей

Самая неприятная ситуация, когда турист, измучившись на карантине, отправляется в тур и уже на месте узнаёт о том, что отель не оплачен или внесен только аванс за бронь. Причина: банкротство или финансовые проблемы туркомпании.

В этом случае:

  1. Попытайтесь перенести авиабилеты на ближайшие даты и вернуться домой либо оплатите отдых из своего кармана с сохранением всех квитанций для последующих судебных претензий к туркомпании.
  2. В безвыходной ситуации звоните в ассоциацию «Турпомощь» или российское консульство и просите об экстренной эвакуации: 8 (499) 678-12-03 (круглосуточно).

По возвращении в Россию подавайте заявление на возмещение в страховую компанию или банк-гарант. Если компания не банкрот и ещё жива, можно обратиться в суд с иском о возмещении понесённого ущерба, в том числе морального в связи с испорченной поездкой.

Прогноз на 2021 год

В ближайший год проблемы с туроператорами более чем вероятны. Дело не только в массовых ликвидациях, но и в том, что в связи с пандемией многие взносы туроператоров на «чёрный» день были уменьшены.

Например, в фонд «Турпомощи» на случай эвакуации застрявших туристов туроператоры сейчас платят символический 1 рубль, а в фонд персональной ответственности на случай отмены или переноса тура не 1%, как раньше, а 0,25% стоимости путёвки. Из этого фонда туроператоры берут средства для решения проблем с возвратом денег за туры.

Сократилось до десятка и число страховщиков, готовых страховать туроператоров, которые лопаются как мыльные пузыри.

Чтобы не рисковать и не терпеть убытки проще путешествовать самостоятельно – выбирать открытые страны, бронировать отели и билеты через интернет. При оплате обращайте внимание на возможность возврата денег на карту в случае изменения эпидемиологической ситуации.

Выгодные ставки по вкладам

Выбирайте и открывайте депозиты в разных банках в одном личном кабинете

Читайте также