Торговля будущего: в России тестируют первый магазин без касс и продавцов

В России открыли первый в стране магазин без касс и продавцов. Подробнее о совместном проекте Сбербанка, Visa и Азбуки Вкуса расскажем далее.

Технология

Технологию на основе компьютерного зрения разработала компания из США под названием Zippin. Пока технология пилотируется в магазине сети «Азбука вкуса» в деловом центре Москва-Сити. Магазин без касс и продавцов пока доступен ограниченному числу покупателей, однако вскоре будет доступен всем желающим.

Покупателю нужно скачать мобильное приложение Take&Go от Сбербанка, пройти процедуру регистрации и привязать банковскую карту.

Как совершать покупки

При входе в магазин покупатель открывает мобильное приложение и сканирует с помощью него QR-код, расположенный на турникете. После этого можно переходить к покупкам: просто брать с полок нужные товары. Они автоматически отражаются в виртуальной корзине. Если человек передумал и положил товар на место, система сама удалит его из виртуальной корзины.

Пробивать товары привычным способом не требуется. Человеку достаточно выйти с покупками из магазина – деньги с карты будут списаны автоматически.

После того, как оплата пройдёт, покупателю придёт уведомление со списанной суммой на телефон, а чек направят по электронной почте.

Сколько стоит такой магазин

Авторы проекта не раскрывают, во сколько обошлось внедрение технологии. Но эксперты уже прикинули примерную сумму. Так, на разработку программного обеспечения такой системы на основе компьютерного зрения может уйти от 10 млн руб. и больше. Кроме того, нужно серверное оборудование. Только для одной торговой точки оно обойдётся в полмиллиона рублей. Кроме того, всё это нужно обслуживать. Разработка мобильного приложения может обойтись от 5-10 млн руб.

Риски краж и сбоев

В «Азбуке вкуса» рассказали, что технология быстро выявляет случаи мошенничества, а недобросовестных покупателей запоминает, тем самым минимизирует риск повторного воровства.

Однако компании, которые давно работают с магазинами без касс, признаются, что сталкивались с большим количеством мелких воришек: посетители пытались в обход камер вынести товар из магазина.

Когда покупатель заходит в магазин по QR-коду, система получает данные о личности человека, так как к приложению привязана карта, а у банка есть вся информация о покупателе. Таким образом, вора будет очень просто найти.

Обмануть эту систему на деле сложнее, чем своровать что-то в обычном супермаркете.

Ещё один тип рисков – ошибки системы, в результате которых может определиться не тот товар. Как итог: покупатель либо недоплатит, либо переплатит. Но такие сбои на первом этапе внедрения технологии неизбежны, говорят эксперты. Система компьютерного зрения, которая следит за тем, какие товары покупатель кладёт в корзину или убирает из неё, как и любая другая, может работать с ошибками. По мере обнаружения багов их обещают устранять.

Похожий опыт

Ранее аналогичный проект запустила компания Amazon. Она открыла свой первый магазин без продавцов и касс Amazon Go ещё в начале 2018 года в США. К следующему году сеть подобных торговых точек хотят расширить до 3 тысяч. Очевидно, что американским покупателям такие магазины пришлись по нраву. Также технологией заинтересовалась компания Microsoft, которая планирует открывать автоматизированные магазины вместе с Walmart.

В России подобный опыт тоже есть, но модифицированный. Магазины без продавцов (правда, с кассами) уже тестирует X5 Retail Group в магазинах «Пятёрочка» (оплата в таком магазине также возможна через приложение). Metro также запустил пилотный проект на базе магазина «Фасоль».

Если обращаться к истокам, то первые магазины без продавцов появились в скандинавских странах. К примеру, в Исландии и Норвегии они существуют десятки лет. Правда, о высоких технологиях говорить не приходится. Магазины без продавцов там представляют собой небольшие торговые точки, где можно купить товары первой необходимости, продукты и одежду. Покупатели набирают товар, а деньги оставляют продавцу на кассе. Владельцы появляются в магазине лишь раз в день, чтобы забрать выручку. Как правило, это явление характерно для небольших населённых пунктов.

Как ещё можно оплачивать покупки без «пластика» и наличных

Российские банки активно тестируют всё новые способы оплаты. Они не требуют использования карт и наличных. Так, разработана технология оплаты с помощью биометрических данных, которые привязаны к карте или банковскому счёту клиента. Её разработали «Ростелеком» и Сбербанк.

Кроме того, уже запущен сервис по оплате покупок с помощью селфи SelfieToPay. Это разработка VisionLabs совместно с российской платежной системой SWiP. Пользователь сканирует лицо, а потом использует эти данные для оплаты. Для оплаты по селфи в точках продаж устанавливается камера. Чтобы оплатить покупку, достаточно посмотреть в камеру в течение 4 секунд.

Ещё одна новая технология – оплата по QR-коду. Покупатель скачивает приложение, а в торговой точке с помощью него считывает код с устройства кассира или наклейки. Деньги автоматически списываются с привязанной к приложению карты. Для покупателя плюс в удобстве, а для владельца торговой точки – экономия.

Сбербанк запустил технологию оплаты по отпечатку ладони. Правда, пока она доступна только в некоторых школах, чтобы дети не носили с собой карты и наличные. Биометрические данные (отпечаток руки) привязаны к счёту родителей ребёнка.

Выгодные ставки по вкладам

Выбирайте и открывайте депозиты в разных банках в одном личном кабинете

Читайте также