Расчётный счёт самозанятого: как открыть и использовать

Самозанятые, как промежуточное звено между физическими лицами и индивидуальными предпринимателями, появились с принятием закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ о налоге на профессиональный доход. В этом обзоре расскажем о том, нужен ли самозанятому расчётный счёт в банке, каковы особенности его открытия и использования.

Обязаны ли самозанятые иметь расчётные счета

Согласно 422-ФЗ с 1 июля 2020 года зарегистрироваться самозанятым стало возможным в любом российском регионе. Стать самозанятым проще, чем ИП: не нужно вести сложный учёт, сдавать отчёты, достаточно использовать приложение «Мой налог». Возможностей у плательщиков налога на профессиональный доход (НПД) также меньше: к примеру, они не могут нанимать других работников, а их годовой доход ограничен суммой 2,4 млн руб.

Как известно, ИП при определённых условиях обязаны для проведения расчётов с клиентами, контрагентами и государством открывать расчётные счета в банках. Аналогичной обязанности для самозанятых 422-ФЗ не предусматривает. Это означает, что для проведения расчётов можно использовать дебетовую карту, текущий счёт, счёт «до востребования» или работать только с наличкой без карт и счетов.

Самозанятый сам решает, открывать счёт в банке или нет.

Если он собирается принимать платежи в безналичной форме, то однозначно нужно открывать, причём лучше карточный, ведь им гораздо удобнее пользоваться. Все учётные операции при этом будут проводиться через мобильное приложение «Мой налог».

Самозанятому имеет смысл открыть отдельный счёт

Если самозанятый захочет открыть классический расчётный счёт в банке на манер ИП, у него ничего не получится, для этой категории клиентов такая возможность у финучреждений не предусмотрена. В качестве расчётного может использоваться любой текущий счёт, открываемый физлицу.

Провести регистрацию в качестве самозанятого можно через мобильное приложение «Мой налог» или личный кабинет на сайте налоговой. Некоторые банки оказывают содействие в регистрации. Для этого, например, можно в Сбербанк Онлайн использовать сервис «Своё дело». Через него информация о новом налогоплательщике будет передана в ФНС.

При регистрации самозанятого целесообразно указывать банковскую карту, которая будет использоваться при расчётах. Мы рекомендуем для этого завести отдельный пластик. Например, жители столицы могут оформить дебетовую карту Сбербанка или любого другого банка в Москве. Это нужно сделать, чтобы не смешивать профессиональный доход с другими поступлениями (зарплата, пенсия, социальные выплаты), в противном случае вероятны разборки с налоговиками.

При оплате по номеру карты, указанной при регистрации в сервисе «Своё дело», деньги упадут на карточный счёт, после чего автоматически будет сформирован электронный чек для последующей передачи покупателю. Также по счёту будет производиться ежемесячное начисление налога.

Что делать, если банк задаёт вопросы о счёте самозанятого

В некоторых банках могут задать вопросы об источниках поступлений на счёт. В этом случае нужно предъявить справку о регистрации в статусе самозанятого. Её можно сформировать в приложении «Мой налог» или в личном кабинете на сайте налоговой службы. Также имеет смысл сослаться на информационное письмо ЦБ РФ от 19.12.2019 № ИН-014-12/94. В нём говорится о том, что если физлица, применяющие специальный налоговый режим по 422-ФЗ, используют свои текущие счета для получения профессионального дохода, это не нарушает требований действующего российского законодательства.

Выгодные ставки по вкладам

Выбирайте и открывайте депозиты в разных банках в одном личном кабинете

Читайте также