Какие навыки будут востребованы у работодателей в ближайшие годы и как понять, есть ли они у вас
Какие навыки будут цениться работодателями в будущем и что развивать, чтобы оставаться востребованным специалистом? Разбираемся в современных компетенциях с коммерческим директором образовательной платформы Skillbox Артемом Казаковым.
Почему сейчас мы меняемся быстрее, чем когда-либо
Новые технологии требуют новых навыков и профессий, а старые позиции постепенно теряют актуальность и уходят с рынка вакансий. Мы читаем про новые инновационные запуски в новостях, сталкиваемся с «умными» помощниками в быту, но зачастую не задумываемся, какие процессы скрываются за этим — кто занимается разработкой подобных решений, контролирует и управляет технологическими процессами.
Если верить данным Всемирного экономического форума (WEF), к 2025 году 50% сотрудников компаний будут вынуждены пройти переквалификацию в связи с ускоренными темпами автоматизации труда. Хорошие новости — вместе с этим обещают появление порядка 97 млн новых рабочих мест, адаптированных к машинам и алгоритмам.
Что такое hard и soft skills
Чтобы перейти к детальному разбору, какие навыки требуются современному соискателю, остановимся на теоретической части и дадим определения основным понятиям этого материала.
Hard skills, или «жесткие» навыки, — это знания, которые человек приобретает в конкретной области для использования на практике. Например, умение водить машину, писать код или делать стрижки. Обычно для получения таких навыков надо проходить обучение, а их наличие можно подтвердить сертификатами, дипломами и конкретными результатами с прошлых мест работы. Hard skills можно измерить уровнем (junior, middle, senior) и проверить с помощью тестов или практических заданий. Эта территория для работодателя очень понятная — он может сам выбрать, какие навыки нужны и как их оценить.
Soft skills, или «гибкие» навыки, — личностные качества человека. Например, умение работать в команде, общаться с людьми, руководить командой, решать конфликтные ситуации и генерировать идеи. Если раньше «гибкие» навыки были важны по большей части в публичных профессиях, где работа заключается в общении с людьми, то сейчас ситуация изменилась. Трудно представить, например, современного маркетолога, разработчика или дизайнера, который обладает низкими коммуникативными навыками. Любой проект, над которым работает большое количество специалистов разного профиля, предполагает слаженность их действий и коммуникаций.
Эволюция требований: чего будут ждать работодатели от сотрудников в ближайшие годы
В отчетах WEF последних лет уже можно проследить закономерность смены требований работодателей — набор востребованных навыков меняется каждую пятилетку.
Какие навыки считались и будут считаться востребованными у работодателей
2015 | 2020* | 2025* |
---|---|---|
1. Комплексное решение проблем | 1. Комплексное решение проблем | 1. Аналитический склад ума |
2. Координация с командой | 2. Критическое мышление | 2. Умение проактивно обучаться новому |
3. Управление людьми | 3. Креативность | 3. Комплексное решение проблем |
4. Критическое мышление | 4. Управление персоналом | 4. Критическое мышление |
5. Навык переговоров | 5. Координация с командой | 5. Креативность |
6. Контроль качества работы | 6. Эмоциональный интеллект | 6. Лидерство и влияние в обществе |
7. Клиентоориентированность | 7. Рассудительность и умение принимать решения | 7. Умение активно пользоваться технологиями |
8. Рассудительность и умение принимать решения | 8. Клиентоориентированность | 8. Гибкость и стрессоустойчивость |
9. Умение слушать собеседника | 9. Навык переговоров | 9. Рассудительность и умение решать проблемы |
10. Креативность | 10. Гибкий ум | 10. Клиентоориентированность |
*цветом отмечены навыки, появившиеся в рейтинге впервые
В 2020 году к ускоренной автоматизации «подключился» локдаун, что сильно повлияло на список базовых компетенций и привело к масштабной трансформации бизнес-требований. В этом году в списке наиболее востребованных навыков, по оценке WEF, впервые появляются ключевые «гибкие» компетенции: гибкость и эмоциональный интеллект.
При этом стремительно росло число безработных: по данным Центра аналитических управленческих решений, около 1,8 млн человек в России в период первой волны пандемии (30 марта – 30 мая 2020 года) были зарегистрированы как безработные, 27% из них потеряли работу в этот же период. Чтобы оставаться востребованным специалистом, людям приходится адаптироваться к быстро меняющимся условиям рынка.
Почему стали так важны soft skills
Раньше процессы и технологии были проще, а терминов «продуктовое планирование» или «брейнсторминг» просто не существовало. Сейчас проекты становятся и технически, и психологически более сложными, поэтому растет роль вовлеченности сотрудников в процесс, а с ней и запрос на прокачанные soft skills.
Отсутствие личностных навыков для определенных профессий не всегда является стоп-фактором при приеме на работу, но компании стали обращать на это внимание намного чаще. От кандидатов ждут не просто профессиональных знаний и опыта, но и их соответствия ДНК бренда, способности разбираться в бизнес-процессах и предлагать креативные идеи.
Кроме того, все больше задач, требующих «жестких» навыков, сегодня могут быть автоматизированы.
В прошлом году британская технологическая компания Moley Robotics вышла на коммерческий рынок с первой в мире роботической кухней. Теперь рестораторы могут «взять на работу» робота, который знает более 50 рецептов и может приготовить по ним блюда (в планах расширить список до 5000 блюд). Кроме того, робот не боится взяться и за «грязную» работу на кухне — к примеру, искать и доставать нужные контейнеры с заготовками из холодильника. Эти компетенции относятся к hard skills. Но вот общаться с сотрудниками, составлять меню, оценивать удовлетворенность клиентов робот в ближайшее время точно не сможет. Все эти функции, как и управление самой машиной, остаются на человеке, и обучиться подобным задачам гораздо сложнее, чем приготовить блюдо по рецепту.
Все это делает soft skills сотрудника более ценным ресурсом.
Как оценивают soft skills
Оценка таких навыков, как правило, очень субъективна — обычно ей занимается сотрудник HR или руководитель, который ищет к себе в команду человека. Поэтому и требования к ним очень абстрактные — их нельзя измерить или посчитать.
Максимум кандидат может подтвердить свои навыки — например, сертификатом о прохождении тренинга по продажам или переговорам, дипломом о выступлении в качестве спикера на конференции и т. д. Но в любом случае работодатель сможет только субъективно оценить, насколько эти скиллы соответствуют внутренней ДНК компании.
Как понять, есть ли у вас нужные навыки
Запросить обратную связь от руководителя и команды
Можно бесконечно говорить про то, насколько у тебя хорошие лидерские качества, гибкость и умение решать конфликты, но на практике все может быть по-другому. Часто для объективной обратной связи применяют «Метод оценки 360 градусов», который позволяет выявить сильные и слабые качества каждого сотрудника. Для этого собирают обратную связь от руководителя, коллег, подчиненных, клиентов и подрядчиков человека. Это полезно не только для компании, но и для самого сотрудника, который сможет понять, в чем он хорош, а какие качества нужно усилить.
Посмотреть требования работодателей на сайтах вакансий
Даже если вы не ищете работу прямо сейчас, полезно следить, что востребовано у работодателей, и постоянно прокачивать свои навыки.
Например, возьмем того же аналитика. Он изучил вакансии и видит, что гораздо больше результатов может добиться за счет освоения языка программирования Python, чтобы работать с большими массивами данных и проводить быстрые операции. А из «гибких» навыков ему не хватает умения презентовать итоги своей работы и общаться с командой. Так с помощью сайтов для поиска работы можно следить за изменениями и прокачивать недостающие скиллы.
Найти примеры из жизненных ситуаций
Люди, которые только вошли в профессию, могут взять примеры из базовых жизненных ситуаций. Например, можно отмечать проявления пунктуальности, самоорганизованности, лидерских качеств и гибкости в школе или университете. Наверняка у каждого есть свой фундамент из прошлого опыта, на который можно опираться. Этого будет достаточно, чтобы составить примерный список своих навыков.
Чек-лист востребованных навыков
Удаленная работа диктует новые правила для сотрудников. Например, новыми навыками оказались умение организовать продуктивную Zoom-сессию, создать себе рабочее пространство, разграничить рабочее и личное время, придумать креативные идеи с командой в онлайн-режиме и т. д.
Можно выделить топ основных скиллов, которые в целом подойдут всем специалистам профессий будущего:
- Адаптивность к новым условиям и кризисам.
- Активное обучение. Современному специалисту нужно постоянно учиться и уметь самому организовывать процесс обучения (особенно во время прохождения онлайн-курсов), а также использовать разные методы и источники.
- Тайм-менеджмент.
- Цифровая эмпатия. Когда человек может считывать состояние, эмоциональные реакции и настроение собеседников даже через экран компьютера.
- Осознание личных и чужих границ в рабочем пространстве.
Если разделять специалистов на гуманитариев и «технарей», то последние больше владели именно hard skills. Но сегодня ценят не тех, кто знает много, а тех, кто быстро учится и приспосабливается к новому, умеет находить нестандартные решения и выстраивать взаимопонимание в команде.
Что будет с профессиями в будущем
Можно сказать, что почти все профессии будущего будут междисциплинарны. Сегодня стали популярными термины «метапрофессии» и «метакомпетенции». Здесь речь идет про универсальность, которая помогает человеку специализироваться в любой деятельности независимо от его личной специализации.
Веб-дизайнеру потребуется больший объем знаний и навыков: общегуманитарных, программистских, прикладных профессиональных. Со временем ему предстоит перейти в арт-дирекцию, а значит, уметь договариваться с командой и партнерами, правильно писать письма, коммуницировать с людьми разных профессий, должностей и статусов. Всему этому сегодня важно начинать учиться с первого года работы.
При этом универсальность не исключает тренд на декомпозицию профессий. Например, если раньше было довольно широкое понятие интернет-маркетолога, то сейчас это уже звучит абстрактно. Теперь люди ищут конкретных специалистов: таргетологов, контекстологов или SEO-оптимизаторов. И так как технологии усложняются, появляются более четкие специализации и высокие требования. Человек, который претендует на позицию интернет-маркетолога, должен не просто иметь современные технические скиллы, но и обладать необходимыми soft skills: организованностью, умением управлять командой, общаться с клиентами, презентовать результаты.
Читайте также
- Дельные советы
«Помощник ОСАГО»: зачем устанавливать приложение?