Какие навыки будут востребованы у работодателей в ближайшие годы и как понять, есть ли они у вас

Какие навыки будут цениться работодателями в будущем и что развивать, чтобы оставаться востребованным специалистом? Разбираемся в современных компетенциях с коммерческим директором образовательной платформы Skillbox Артемом Казаковым.

Почему сейчас мы меняемся быстрее, чем когда-либо

Новые технологии требуют новых навыков и профессий, а старые позиции постепенно теряют актуальность и уходят с рынка вакансий. Мы читаем про новые инновационные запуски в новостях, сталкиваемся с «умными» помощниками в быту, но зачастую не задумываемся, какие процессы скрываются за этим — кто занимается разработкой подобных решений, контролирует и управляет технологическими процессами.  

Если верить данным Всемирного экономического форума (WEF), к 2025 году 50% сотрудников компаний будут вынуждены пройти переквалификацию в связи с ускоренными темпами автоматизации труда. Хорошие новости — вместе с этим обещают появление порядка 97 млн новых рабочих мест, адаптированных к машинам и алгоритмам.

Что такое hard и soft skills

Чтобы перейти к детальному разбору, какие навыки требуются современному соискателю, остановимся на теоретической части и дадим определения основным понятиям этого материала.

Hard skills, или «жесткие» навыки, — это знания, которые человек приобретает в конкретной области для использования на практике. Например, умение водить машину, писать код или делать стрижки. Обычно для получения таких навыков надо проходить обучение, а их наличие можно подтвердить сертификатами, дипломами и конкретными результатами с прошлых мест работы. Hard skills можно измерить уровнем (junior, middle, senior) и проверить с помощью тестов или практических заданий. Эта территория для работодателя очень понятная — он может сам выбрать, какие навыки нужны и как их оценить.

Soft skills, или «гибкие» навыки, — личностные качества человека. Например, умение работать в команде, общаться с людьми, руководить командой, решать конфликтные ситуации и генерировать идеи. Если раньше «гибкие» навыки были важны по большей части в публичных профессиях, где работа заключается в общении с людьми, то сейчас ситуация изменилась. Трудно представить, например, современного маркетолога, разработчика или дизайнера, который обладает низкими коммуникативными навыками. Любой проект, над которым работает большое количество специалистов разного профиля, предполагает слаженность их действий и коммуникаций.

Эволюция требований: чего будут ждать работодатели от сотрудников в ближайшие годы

В отчетах WEF последних лет уже можно проследить закономерность смены требований работодателей — набор востребованных навыков меняется каждую пятилетку.

Какие навыки считались и будут считаться востребованными у работодателей

2015
2020*
2025*
1. Комплексное решение проблем
1. Комплексное решение проблем
1. Аналитический склад ума
2. Координация с командой
2. Критическое мышление
2. Умение проактивно обучаться новому
3. Управление людьми
3. Креативность
3. Комплексное решение проблем
4. Критическое мышление
4. Управление персоналом
4. Критическое мышление
5. Навык переговоров
5. Координация с командой
5. Креативность
6. Контроль качества работы
6. Эмоциональный интеллект
6. Лидерство и влияние в обществе
7. Клиентоориентированность
7. Рассудительность и умение принимать решения
7. Умение активно пользоваться технологиями
8. Рассудительность и умение принимать решения
8. Клиентоориентированность
8. Гибкость и стрессоустойчивость
9. Умение слушать собеседника
9. Навык переговоров
9. Рассудительность и умение решать проблемы
10. Креативность
10. Гибкий ум
10. Клиентоориентированность

*цветом отмечены навыки, появившиеся в рейтинге впервые

В 2020 году к ускоренной автоматизации «подключился» локдаун, что сильно повлияло на список базовых компетенций и привело к масштабной трансформации бизнес-требований. В этом году в списке наиболее востребованных навыков, по оценке WEF, впервые появляются ключевые «гибкие» компетенции: гибкость и эмоциональный интеллект.

При этом стремительно росло число безработных: по данным Центра аналитических управленческих решений, около 1,8 млн человек в России в период первой волны пандемии (30 марта – 30 мая 2020 года) были зарегистрированы как безработные, 27% из них потеряли работу в этот же период. Чтобы оставаться востребованным специалистом, людям приходится адаптироваться к быстро меняющимся условиям рынка.

Почему стали так важны soft skills

Раньше процессы и технологии были проще, а терминов «продуктовое планирование» или «брейнсторминг» просто не существовало. Сейчас проекты становятся и технически, и психологически более сложными, поэтому растет роль вовлеченности сотрудников в процесс, а с ней и запрос на прокачанные soft skills.

Отсутствие личностных навыков для определенных профессий не всегда является стоп-фактором при приеме на работу, но компании стали обращать на это внимание намного чаще. От кандидатов ждут не просто профессиональных знаний и опыта, но и их соответствия ДНК бренда, способности разбираться в бизнес-процессах и предлагать креативные идеи.

Кроме того, все больше задач, требующих «жестких» навыков, сегодня могут быть автоматизированы.

В прошлом году британская технологическая компания Moley Robotics вышла на коммерческий рынок с первой в мире роботической кухней. Теперь рестораторы могут «взять на работу» робота, который знает более 50 рецептов и может приготовить по ним блюда (в планах расширить список до 5000 блюд). Кроме того, робот не боится взяться и за «грязную» работу на кухне — к примеру, искать и доставать нужные контейнеры с заготовками из холодильника. Эти компетенции относятся к hard skills. Но вот общаться с сотрудниками, составлять меню, оценивать удовлетворенность клиентов робот в ближайшее время точно не сможет. Все эти функции, как и управление самой машиной, остаются на человеке, и обучиться подобным задачам гораздо сложнее, чем приготовить блюдо по рецепту.

Все это делает soft skills сотрудника более ценным ресурсом.

Как оценивают soft skills

Оценка таких навыков, как правило, очень субъективна — обычно ей занимается сотрудник HR или руководитель, который ищет к себе в команду человека. Поэтому и требования к ним очень абстрактные — их нельзя измерить или посчитать.

Максимум кандидат может подтвердить свои навыки — например, сертификатом о прохождении тренинга по продажам или переговорам, дипломом о выступлении в качестве спикера на конференции и т. д. Но в любом случае работодатель сможет только субъективно оценить, насколько эти скиллы соответствуют внутренней ДНК компании.

Как понять, есть ли у вас нужные навыки

Запросить обратную связь от руководителя и команды

Можно бесконечно говорить про то, насколько у тебя хорошие лидерские качества, гибкость и умение решать конфликты, но на практике все может быть по-другому.  Часто для объективной обратной связи применяют «Метод оценки 360 градусов», который позволяет выявить сильные и слабые качества каждого сотрудника. Для этого собирают обратную связь от руководителя, коллег, подчиненных, клиентов и подрядчиков человека. Это полезно не только для компании, но и для самого сотрудника, который сможет понять, в чем он хорош, а какие качества нужно усилить.

Посмотреть требования работодателей на сайтах вакансий

Даже если вы не ищете работу прямо сейчас, полезно следить, что востребовано у работодателей, и постоянно прокачивать свои навыки.

Например, возьмем того же аналитика. Он изучил вакансии и видит, что гораздо больше результатов может добиться за счет освоения языка программирования Python, чтобы работать с большими массивами данных и проводить быстрые операции. А из «гибких» навыков ему не хватает умения презентовать итоги своей работы и общаться с командой. Так с помощью сайтов для поиска работы можно следить за изменениями и прокачивать недостающие скиллы.

Найти примеры из жизненных ситуаций

Люди, которые только вошли в профессию, могут взять примеры из базовых жизненных ситуаций. Например, можно отмечать проявления пунктуальности, самоорганизованности, лидерских качеств и гибкости в школе или университете. Наверняка у каждого есть свой фундамент из прошлого опыта, на который можно опираться. Этого будет достаточно, чтобы составить примерный список своих навыков.

Чек-лист востребованных навыков

Удаленная работа диктует новые правила для сотрудников. Например, новыми навыками оказались умение организовать продуктивную Zoom-сессию, создать себе рабочее пространство, разграничить рабочее и личное время, придумать креативные идеи с командой в онлайн-режиме и т. д.

Можно выделить топ основных скиллов, которые в целом подойдут всем специалистам профессий будущего:

  • Адаптивность к новым условиям и кризисам.
  • Активное обучение. Современному специалисту нужно постоянно учиться и уметь самому организовывать процесс обучения (особенно во время прохождения онлайн-курсов), а также использовать разные методы и источники.
  • Тайм-менеджмент.
  • Цифровая эмпатия. Когда человек может считывать состояние, эмоциональные реакции и настроение собеседников даже через экран компьютера.
  • Осознание личных и чужих границ в рабочем пространстве.

Если разделять специалистов на гуманитариев и «технарей», то последние больше владели именно hard skills. Но сегодня ценят не тех, кто знает много, а тех, кто быстро учится и приспосабливается к новому, умеет находить нестандартные решения и выстраивать взаимопонимание в команде.

Что будет с профессиями в будущем

Можно сказать, что почти все профессии будущего будут междисциплинарны. Сегодня стали популярными термины «метапрофессии» и «метакомпетенции». Здесь речь идет про универсальность, которая помогает человеку специализироваться в любой деятельности независимо от его личной специализации.

Веб-дизайнеру потребуется больший объем знаний и навыков: общегуманитарных, программистских, прикладных профессиональных. Со временем ему предстоит перейти в арт-дирекцию, а значит, уметь договариваться с командой и партнерами, правильно писать письма, коммуницировать с людьми разных профессий, должностей и статусов. Всему этому сегодня важно начинать учиться с первого года работы.

При этом универсальность не исключает тренд на декомпозицию профессий. Например, если раньше было довольно широкое понятие интернет-маркетолога, то сейчас это уже звучит абстрактно. Теперь люди ищут конкретных специалистов: таргетологов, контекстологов или SEO-оптимизаторов. И так как технологии усложняются, появляются более четкие специализации и высокие требования. Человек, который претендует на позицию интернет-маркетолога, должен не просто иметь современные технические скиллы, но и обладать необходимыми soft skills: организованностью, умением управлять командой, общаться с клиентами, презентовать результаты.