Как вернуть деньги, которые приставы списали по ошибке

Судебные приставы сотрудничают с банками. По запросу пристава кредитное учреждение обязано списать деньги со счёта должника и даже заблокировать счёт или карту. Порой от ошибок страдают тёзки неплательщиков и просто случайные клиенты банков. Что делать, если деньги списали по ошибке?

Как убедиться, что произошла ошибка

Обычно банки сообщают о том, что средства списаны по требованию судебных приставов, в СМС или другом уведомлении. Также можно открыть выписку по счёту.

В первую очередь убедитесь, что произошла ошибка. Даже если вы не подозреваете ни о каких долгах, в действительности они могут быть. Из самых распространённых примеров: страховые взносы за ИП, которое забыли закрыть, непогашенные штрафы, вовремя не уплаченные налоги и т.д.

На сайте судебных приставов работает сервис «Узнай о своих долгах». Достаточно ввести ФИО, дополнительно доступен выбор региона.

Форма поиска в сервисе «Узнай о своих долгах»

Форма поиска в сервисе «Узнай о своих долгах»

Откроется банк данных исполнительных производств. В результатах поиска система выдаст список долгов по указанным персональным данным и следующую информацию по каждой задолженности:

  • ФИО, дату и место рождения должника;
  • исполнительное производство (номер, дату возбуждения);
  • реквизиты исполнительного документа (вид, дату принятия, номер, наименование органа, выдавшего исполнительный документ);
  • вид задолженности и сумму;
  • отдел судебных приставов (наименование, адрес);
  • сведения о судебном приставе-исполнителе.

Если погасить долг можно прямо на сайте, вы увидите жёлтую кнопку «Оплатить».

Если по заданному ФИО результатов нет, на экране появится вот такой текст:

Результат поиска в сервисе «Узнай о своих долгах»

Результат поиска в сервисе «Узнай о своих долгах»

Это значит, что долгов за человеком не числится, и средства списали по ошибке.

Почему приставы ошибаются

Винить банк бесполезно. Кредитное учреждение только исполняет требование Федеральной службы судебных приставов. Игнорировать такие запросы банки не могут. С 2012 года им запретили заранее предупреждать клиентов о возможном списании средств.

Чаще всего приставы ошибаются из-за того, что у должника есть полные тёзки.

Вкратце расскажем, как это происходит. Пристав получает бумаги о просроченных обязательствах и возбуждает исполнительное производство. В документах указывают ФИО должника, дату рождения и место рождения. Эти сведения загружают в единую систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). В результатах пристав видит, с какими банками взаимодействовал должник. Информацию собирают в таблицу. Но нередко из-за невнимательности или технических ошибок в неё попадают данные не только о неплательщике, но и о его тёзках. Для экономии времени пристав рассылает запросы во все банки, которые ему показала система. Так и получается, что заблокировать могут однофамильца должника.

Иногда сотрудники банков в спешке неверно обрабатывают подобные запросы и на всякий случай блокируют счета нескольких клиентов с одинаковыми ФИО. Но это случается редко.

Что делать

Чтобы разобраться в ситуации, нужен номер постановления пристава, на основании которого списали деньги, а в идеале – ФИО сотрудника ФССП, который его вынес. Номер постановления можно посмотреть в уведомлении о списании или банковской выписке. Если его нет, обратитесь в банк и запросите сведения. Проблем с предоставлением возникнуть не должно, это не закрытая информация.

Получив номер постановления, отправляйтесь на сайт ФССП, чтобы посмотреть подробную информацию о документе. Вбейте номер в окно поиска на главной странице. Система выдаст информацию о документе. В ней будет ФИО должника, дата рождения, а также информация об отделе судебных приставов и конкретном сотруднике, который занимается делом. Удобно то, что сразу видны адрес и телефоны пристава, чтобы связаться с ним.

Если нужный сотрудник работает в другом регионе, прийти лично не получится. Придётся звонить. Также можно составить письменную претензию. Заявление подаётся прямо на сайте ФССП. Но рассматривают такие обращения долго. Если по ошибке заблокировали карту, ждать может быть неудобно.

При личном визите, по телефону или в письменном обращении поясните, что произошла ошибка. Приготовьтесь назвать номер своего счёта, подтвердить, что к должнику не имеете никакого отношения, и предоставить подтверждающие документы – копии паспорта, СНИЛС и ИНН. Оставьте контактную информацию, попросите держать в курсе событий.

Как правило, приставу достаточно направить новый запрос в банк о снятии ареста. Но поскольку работы у госслужащих много, про вашу просьбу могут просто забыть или отложить в долгий ящик. Если дело затягивается, пишите жалобу на пристава-исполнителя вышестоящему руководству. Также можно пожаловаться в прокуратуру. Это стоит делать, если клиент банка понёс финансовый ущерб. Например, из-за блокировки карты ему вовремя не перечислили зарплату, у ИП сорвалась сделка и т.д.

Ошибочно списанные деньги вернутся на карту. Срок зависит от быстроты действий судебного пристава и особенностей банка. Но разблокировать карту, заблокированную по ошибке, должны в течение 1 дня.

Выгодные ставки по вкладам

Выбирайте и открывайте депозиты в разных банках в одном личном кабинете

Читайте также