Как судиться с авиакомпанией, чтобы не проиграть

В 2020 году многие туристы остались с выкупленными билетами на руках, которые были заменены на ваучеры (сертификаты) с открытой датой. Рассмотрим, как покупатели билетов судились с авиакомпаниями из-за новой ваучерной системы и что нужно сделать, чтобы выиграть такой судебный процесс.

Причина обращения в суд

В связи с пандемией коронавируса в 2020 году один за одним отменялись авиарейсы. Срывались туры и командировки, а авиакомпании были вынуждены принимать шквал звонков от разъярённых клиентов. Многие из них не медлили с обращением в судебные инстанции за защитой своих прав.

В суде требовали:

  • компенсации стоимости билетов и неустойку в случае отмены или переноса рейсов;
  • штраф за нарушение прав потребителей в размере половины суммы компенсации;
  • возмещения морального ущерба и судебных расходов.

Но выиграть было сложно, поскольку в 2020 году вышло Постановление Правительства № 991, которым авиакомпаниям официально разрешили выдавать ваучеры вместо денег за сорвавшиеся поездки. Правило распространялось на все внутренние и международные воздушные перевозки с середины марта до 1 мая 2020 года (кроме чартеров).

Согласно Постановлению авиаперевозчики получили законное право не возвращать деньги пассажирам на три года. Именно на этот период выписывается ваучер или электронный сертификат.

Новые правила при отмене рейсов

Если спустя три года турист так никуда и не полетит, авиакомпания вернёт стоимость билетов. Исключение делается только для инвалидов, ветеранов и многодетных, которые могут получить деньги в течение 10 дней.

Международной воздушной ассоциацией воздушного транспорта (IATA) депозитные ваучеры также были признаны законной формой возврата денег за авиабилеты, так что это не ноу-хау российского законодательства.

На нормы Постановления № 991 активно ссылались суды весь 2020 и начало 2021 года, отказывая в возмещении стоимости билетов.

К примеру, после отмены рейса в Крым в апреле 2020 года Аэрофлот предложил туристу ваучер или вылет в другие сроки, но с необходимостью ждать 8 часов в аэропорту. Предложение не устроило, был куплен билет на другую дату.

В суде пострадавший требовал возместить стоимость авиабилетов в размере 35,1 тыс. рублей, неустойку на ту же сумму, компенсацию морального вреда в размере 30 тыс. рублей, штраф, судебные расходы в размере 2,6 тыс. рублей.

Суд отказал расценив действия владельца билетов как односторонний отказ от рейса. По правилам он должен был ждать 2023 года, чтобы вернуть деньги или воспользоваться ваучером.

Как выиграть дело?

Чтобы выиграть дело нужно доказать в суде, что отмена рейса была вызвана виновным поведением авиакомпании. Иными словами, самолёт мог бы полететь, но не полетел. Только в этом случае нарушаются права потребителя и возможна выплата компенсаций.

Если регулярное авиасообщение было остановлено по поручению Правительства в связи со сложной эпидемиологической обстановкой, это не будет считаться нарушением со стороны авиакомпании. В этом случае нет смысла подавать в суд – проще воспользоваться ваучером, как только откроют границы.

Примеры успешных дел:

  • Покупатель трёх авиабилетов у перевозчика ПАО «Авиакомпания ЮТэйр» по маршруту Екатеринбург – Омск – Екатеринбург с вылетом в июле 2020 года смог возместить расходы за отменённый рейс. Мировой судья принял решение о необходимости выплаты ему компенсации стоимости билетов в размере 16,2 тыс. рублей, поскольку авиакомпания не смогла доказать, что вылет рейсов не состоялся вследствие обстоятельств непреодолимой силы.
  • Покупательница билетов у «Нордавиа – региональные перевозки» с датой отправления 28 мая и 07 июня 2020 года отказалась от предложенного ваучера и требовала возврата денег через суд. Мировой судья присудил выплату компенсации в размере стоимости билетов 10,5 тыс. рублей, правда, без возмещения морального вреда в 3 тыс. рублей. Причина: отмена рейса произошла после получения авиакомпанией уведомления об отказе от воздушной перевозки в связи с коронавирусными ограничениями.
  • Семейная пара купила билеты на перелет по маршруту Ростов-на-Дону–Санкт-Петербург и обратно в апреле 2020 года. Однако из-за угрозы пандемии покупатели добровольно отказались от поездки и потребовали деньги обратно. Перевозчик этого не сделал. Суд обязал выплатить не только стоимость билетов, но и небольшой штраф и компенсацию (общий объём выплаты 6 тыс. рублей), посчитав, что владельцы билетов совершили вынужденный отказ от поездки.

Для успешного процесса приготовьте доказательства оплаты билетов и расходов в связи с отменой рейсов. Важно соблюсти и требование досудебного урегулирования спора с авиакомпанией: сначала подаётся претензия перевозчику, а через месяц, если ответа нет или он не устраивает, можно обращаться в суд.

Право на выдачу ваучеров действовало только весной 2020 года. Если компания продолжает навязывать электронные сертификаты на билеты, купленные после прохождения пика первой волны пандемии, то её действия можно обжаловать в суде. Если билеты куплены с марта по май 2020 года, суд стопроцентно откажет в выплате стоимости билетов до 2023 года, ссылаясь на Постановление № 991. Мы изучили десятки дел и убедились в этом, так что не стоит даже тратить время.

У пассажиров также всегда есть возможность отказаться от билетов добровольно и вернуть деньги, если перевозчик не выполнил обязательства по договору перевозки. Например, вынужденным считается отказ в случае отмены или задержки рейса, указанного в билете или для обеспечения авиационной безопасности, а также по требованию госорганов.

Выгодные ставки по вкладам

Выбирайте и открывайте депозиты в разных банках в одном личном кабинете

Читайте также