Как правильно и без потерь выйти из кредитных каникул

Заёмщик, оказавшийся в трудной жизненной ситуации, может получить отсрочку в выплате кредита. Иногда должник обнаруживает, что кредитные каникулы предоставлены на крайне невыгодных условиях, и пытается выйти из них. Как это сделать грамотно, расскажем далее.

Заёмщики жалуются на проблемы с отключением кредитных каникул

На форумах заёмщиков участились жалобы на действия банков. Некоторые клиенты, которым по их просьбе предоставили отсрочку по кредиту, ознакомились с новыми условиями выплаты займа и решили отказаться от кредитных каникул. Однако кредиторы отказываются отключать услугу и возвращать изначальный график платежей.

Среди причин, по которым заёмщики хотят отказаться от кредитных каникул, наиболее часто встречаются такие:

  • банк самовольно изменил условия отсрочки (к примеру, изначально говорил о том, что срок кредита увеличится на 3 месяца, а по факту увеличил его на год, соответственно выросла и переплата);
  • банк допустил ошибки в графике платежей;
  • после того, как клиент подал заявку на каникулы, необходимость в них отпала (например, заёмщик вернулся на старую работу или нашёл новую).

Бывают и другие ситуации. Клиентка одного из крупных банков решила узнать условия кредитных каникул по Федеральному закону № 76-ФЗ и позвонила по номеру колл-центра. Ей сообщили, что смогут предоставить отсрочку не на 6 месяцев (максимальный срок по закону), а только на 3 месяца. Клиентку это не устроило и она прекратила разговор. Однако через несколько дней с удивлением обнаружила, что в личном кабинете обнулились платежи на следующие 3 месяца. То есть кредитор подключил каникулы без письменного согласия заёмщика и требования, направленного в банк.

Банки реагируют на заявления о прекращении кредитных каникул по-разному. Кто-то признаёт ошибку в графике платежей и отклонение от изначальных условий и обещает её исправить. Кто-то вообще отказывается менять график платежей, ссылаясь на то, что отключить услугу якобы невозможно. Некоторые и вовсе игнорируют клиентов и не отключают кредитные каникулы несмотря на желание заёмщика их прекратить.

Те банки, которые отказываются отключать услугу, объясняют это следующим: клиент обязан придерживаться изменённого графика платежей, поскольку соглашение о подключении кредитных каникул имеет такую же юридическую силу, как и сам кредитный договор.

От чего зависит возможность выйти из кредитных каникул

Банки предоставляют кредитные каникулы либо по закону, либо по собственной программе. От того, на каком основании предоставлены кредитные каникулы, зависит, можно ли их отключить. Поэтому рекомендуем заранее интересоваться у банка, по какой программе вводится отсрочка.

По Федеральному закону от 03.04.2020 № 106-ФЗ каникулы предоставляются по требованию клиента. Клиент вправе в любой момент прекратить льготный период, направив кредитору уведомление.

Если речь идёт о собственной программе реструктуризации банка, в большинстве случаев отказаться от услуги и вернуться к первоначальному графику можно только до момента подписания документов. Если допсоглашение уже подписано заёмщиком, отменить реструктуризацию он не сможет. При этом остаётся право погасить задолженность досрочно.

Порядок действий

Сначала рассмотрим, что делать, если банк подключил каникулы без требования клиента. По Закону № 76-ФЗ (где идёт речь об ипотечных каникулах) отсрочка предоставляется исключительно на основании письменного заявления клиента и предоставления документов, подтверждающих тяжёлую жизненную ситуацию. Должен быть выдан новый договор либо дополнительное соглашение к договору кредита. Если вы не подавали письменное требование, а каникулы всё равно подключили, жалуйтесь в ЦБ РФ и суд.

По Закону № 106-ФЗ каникулы предоставляются даже по устному требованию клиента, при этом подтверждающие трудную жизненную ситуацию документы можно предоставить позже. Если вы решили узнать об отсрочке по этому закону в колл-центре, но пока не готовы её подключать, прямо скажите об этом работнику банка. На всякий случай запишите разговор, чтобы позже предъявить запись в суде (при необходимости). Если каникулы подключили без вашего требования, в первую очередь обратитесь в банк. Если не удастся добиться отключения, жалуйтесь в суд. Также можно привлечь Роспотребнадзор.

Если вы ранее подключили кредитные каникулы, но решили их отключить, подавайте обращение в банк. Порядок описан в ч. 15 ст. 6 Закона № 106-ФЗ. Заёмщик в любой момент может прекратить действие льготного периода, направив кредитору уведомление. Способ клиент выбирает сам. В том числе обратиться можно по телефону. Действие льготного периода считается прекращённым со дня получения кредитором уведомления заёмщика. После этого банк должен прислать новый график платежей в течение 5 дней.

Если каникулы предоставлены по программе реструктуризации банка, читайте условия договора и следуйте описанному там порядку. Обратите внимание: если вы, например, увеличили срок кредита, чтобы уменьшился ежемесячный платёж, банк вправе отказать в возобновлении изначальных условий.

В заключение скажем, что не стоит бояться обращаться в банк для отключения кредитных каникул. На кредитную историю это никак не повлияет. Кроме того, внимательно изучайте условия отсрочки ещё до подписания допсоглашения к договору займа. Если они вас не устраивают, гораздо проще отказаться от каникул до их подключения.

Читайте также