Как правильно выбирать акции для портфеля

Большинство новичков на фондовом рынке не всегда осознанно покупают свои первые акции. При всей распространенности такого подхода его трудно назвать рациональным.

Большинство новичков на фондовом рынке не всегда осознанно покупают свои первые акции.

Чаще всего они приобретают акции компаний, имена которых им хорошо знакомы, чьей продукцией они пользуются, и руководители которых вызывают у них симпатию. Отличным примером таких инвестиций могут служить бумаги Tesla - по данным Московской биржи, в апреле эти бумаги входили в каждый пятый портфель частных инвесторов торговой площадки.

При всей распространенности такого подхода его трудно назвать рациональным. Для достижения долгосрочного успеха на рынке инвестору следует прежде всего анализировать компании, исходя из их финансовых и бизнес-показателей, а также собственных ожиданий и возможностей. Та же Tesla, при всем уважении к высоким достижениям компании в новой для человечества отрасли, скорее является агрессивной инвестицией, по определению не подходящей для портфелей большинства.

Чтобы понять, что именно представляет из себя заинтересовавшая вас компания, зайдите в раздел «Для инвесторов/акционеров» на ее сайте. У всех публичных компаний, как правило, есть такие разделы - например, у Газпрома, Яндекса, Amazon или Pfizer. Там компании публикуют множество интересующей текущих и потенциальных акционеров информации: последние новости, отчеты о продажах и прибылях, финансовую отчетность, годовые отчеты и многое другое, в зависимости от специфики. Так, компания Лукойл имеет отдельную страницу по дивидендной политике, так как исторически именно дивиденды являлись одним из ключевых преимуществ их акций.

Самое важное в разделе «Инвесторам» - финансовая отчетность. Это ряд документов, составленных в соответствии с общими для всех компаний стандартами. Нас в первую очередь интересуют:

1) Отчет о прибылях и убытках или Income statement. Отчет показывает, сколько заработала (или потеряла) компания, демонстрирует структуру прибыли - на сколько компания продала товаров/услуг, каковы ее издержки на себестоимость товаров/услуг, зарплаты персоналу, налоги и т.д. Если у компании нет прибыли, не стоит рассчитывать на дивиденды.

2) Баланс/ Отчет о финансовом положении или Balance Sheet показывает, сколько у компании активов (денег на счетах/запасов товаров/оборудования/лицензий и т.д.), а также структуру их финансирования - куплены ли они за счет кредитов или за счет собственных средств компании.

3) Отчет о движении денежных средств или Cash Flow Statement показывает, на что компания тратит деньги и откуда их получает. Этот документ важен, ведь вполне возможны ситуации, когда прибыльная по бумагам компания оказывается без ликвидных денег на счетах для оплаты текущих расходов, что может привести к потерям или даже банкротству.

Для полного понимания всех форм важно также читать Примечания к отчетности (Notes to financial statement), раскрывающие, что именно стоит за показателями и как они считались.

Если вы соберете данные из отчетностей за 3 года или 5 лет подряд, вы сможете увидеть динамику и ответить на вопросы - растут ли доходы компании? Какими темпами? Что компания делает с заработанной прибылью?

Помимо отчетности, компании публикуют годовые отчеты (Annual reports). Они не имеют строгих стандартов составления и напоминают скорее доведенные до блеска презентации основных успехов и будущих побед компании. Изучать годовые отчеты необходимо со здоровым скептицизмом, тем не менее, пренебрегать ими не стоит - отчеты содержат важные комментарии менеджмента об основных рисках, перспективах и планах компании, ответы на вызовы, которые ставят перед компанией рынок и конкуренты.

Для американских компаний стоит обратить внимание на форму 10-K - она включает в себя и финансовую отчетность, и целый набор сведений о бизнесе компании/рисках/перспективах. Форму 10-K обязаны публиковать все публичные компании с кол-вом активов свыше $10 млн и свыше 2 000 акционеров. Найти 10-K интересующего эмитента можно как на сайте самой компании, так и, например, на сайте американской комиссии по ценным бумагам (SEC), достаточно ввести тикер интересующей компании.

Как видите, один лишь раздел сайта компании, чьи акции вам интересны, содержит огромное количество информации о ее бизнесе, истории, менеджменте, рисках и перспективах бизнеса. Первое время от обилия информации у начинающего инвестора может закружиться голова, но со временем вы научитесь быстро вычленять важнейшую информацию из отчетов и будете тратить на анализ гораздо меньше времени. Если хотите научиться анализу быстрее, записывайтесь на курс по анализу отчетности в Школе Московской биржи.