Платежное поручение — что это такое?

Переводы денежных средств осуществляются в разных формах: по аккредитивам, инкассовым поручениям, чеками. А первое место в объёме документов, на основании которых производятся эти операции, занимают платёжные поручения (платёжки).

Одной из ключевых банковских услуг является осуществление переводов денежных средств. Эти операции осуществляется как в рамках взаимодействия субъектов экономической деятельности (расчёты с контрагентами, поставщиками товаров и услуг), так и во исполнение законодательных и иных нормативных актов об обязательных платежах (перечисление налогов, платежи в бюджетные фонды).

Что такое платёжное поручение (ПП)? Оно представляет собой документ установленной формы, который содержит распоряжение банку от физлица или организации перевести денежные средства с его счёта другому физлицу или организации на счёт в этом же или другом банке с соблюдением определённых правил. Эти же правила применяются и в ситуации, когда лица не имеют банковских счетов.

Регламентирует работу с платёжками ст. 863 Гражданского Кодекса РФ и Положение ЦБ РФ от 19.06.2012 №383-П «О правилах осуществления переводов денежных средств».

Платёжные поручения бывают одноразовыми и регулярными, во втором случае они исполняются многократно, как правило, в определённые даты ежемесячно или ежеквартально. Кроме того, создать платёжное поручение можно не только в бумажной, но и в электронной форме, последняя получает все большее распространение с развитием информационных технологий и онлайн-сервисов, которые обеспечивают дистанционное взаимодействие между банком и его клиентами.

Правила оформления платёжного поручения

Бланк ПП в бумажной форме и состав сведений, которые необходимо в нём указывать, утверждены Положением №383-П. Количество реквизитов в документе составляет несколько десятков, в том числе:

  • наименование распоряжения;
  • код формы документа по классификатору ОКУД – ОК 011-93;
  • номер платёжного поручения и дата его составления;
  • вид платежа;
  • сумма платежа прописью и числом (в рублях и копейках);
  • реквизиты плательщика и получателя (наименование юрлица, Ф.И.О. физлица, адрес, ИНН и пр.);
  • реквизиты банка-отправителя и банка получателя – наименование, БИК, номер корр. счёта;
  • номер счёта, откуда будут списаны деньги;
  • номер счёта, на который должны быть переведены деньги;
  • вид операции – 01;
  • срок, назначение (код, описание) и очерёдность платежа;
  • уникальный идентификатор начислений.

Если у плательщика нет открытого счёта, то ПП он заполняет в форме, установленной не ЦБ РФ, а банком-отправителем (заявление, распоряжение и пр.), а затем банк на основании этого документа формирует платёжное поручение классического образца.

Количество экземпляров ПП зависит от числа участников операции. Как минимум, их четыре – плательщик, банк-отправитель, банк-получатель, конечный получатель денежных средств.

Плательщик (его уполномоченное лицо) проставляет на заполненном ПП печать, подпись, а банк-отправитель – штамп о приёме. При заполнении документа не допускаются исправления. Банки не принимают ПП, которые оформлены с нарушениями предъявляемых к ним требований.

Оформление ПП в электронной форме осуществляется через специализированное программное обеспечение типа «Клиент-банк». Так, электронное платёжное поручение Сбербанку может быть сформировано через систему «Сбербанк Бизнес Онлайн». Для этого отправитель заполняет форму, причём для удобства и сокращения времени она может заполнена на основе готовых шаблонов или ранее сформированных документов. Система осуществляет проверку введённых данных на наличие ошибок и сообщает о них в случае обнаружения.

Электронный формат данных в этом случае может устанавливаться каждым банком самостоятельность, но их структура и содержание должно удовлетворять вышеприведенному перечню. Документ в такой форме подписывается электронной подписью и отправляется в банк по каналу связи.

Срок действия платёжного поручения составляет 10 дней, в течение которых его можно предъявить банку-отправителю.

Поступившие в банк ПП регистрируется в специальном журнале с присвоением входящего номера.

Исполнение платёжного поручения

Максимальные сроки исполнения ПП регулируются законодательством и составляют два рабочих (операционных) дня для переводов в пределах одного субъекта РФ и пять рабочих дней для переводов между разными регионами.

Банк обязан исполнить ПП в установленные сроки, если у плательщика имеется достаточная сумма денежных средств или договором о банковском обслуживании предусмотрен овердрафт. В противном случае ПП помещается в специальную картотеку ожидания (бумажную или электронную) и будет исполнено, как только у плательщика появятся необходимые денежные средства. Кроме того, исполнение помещённых в картотеку ПП может производиться путём частичной оплаты.

Для корпоративных клиентов, особенно крупных, число платёжек может измеряться десятками в день. Очерёдность их исполнения устанавливает ст. 855 ГК РФ. При недостаточности средств на счетах приоритет в исполнении имеют ПП по исполнительным документам, касающимся возмещение вреда, выплаты алиментов, выходных пособий и т.п.

Перевод средств от банка-отправителя банку-получателю осуществляется по каналам межбанковского взаимодействия. Для технического обеспечения этой операции банк-отправитель может привлекать и третьи банки.

Банк должен уведомить плательщика об исполнении ПП не позднее следующего операционного дня после подачи документа либо в иные сроки, если они оговорены в договоре банковского обслуживания.