Что будет с ценами на ОСАГО

В июне ЦБ РФ объявил о расширении коридора базовых тарифов ОСАГО. Кроме того, вышел новый справочник по стоимости запчастей: с новыми ценами и альтернативами для импортных деталей, которые больше не продаются в России. Рассказываем, как теперь будут обстоять дела с ремонтом по страховке и как изменится цена полисов ОСАГО.

Что случилось?

С 19 июня в России действуют новые справочники оценки средней стоимости запчастей. Эту стоимость каждый год рассчитывают в РСА (Российском союзе автостраховщиков) на основе реальных цен на запчасти в России. Ее же используют при расчете размера выплат по ОСАГО, если автомобиль попал в аварию и нуждается в ремонте.

В этом году справочник выходит уже второй раз. Первая, апрельская, версия уже устарела — из-за того, что многие производители запчастей для автомобилей ушли из России, а цены на оставшиеся детали выросли. В новой версии стоимость запчастей, которые меняют чаще всего, выше апрельской на 28,7%.

Полисы ОСАГО тоже подорожали примерно на ту же величину и тоже второй раз за год: ведь теперь страховщикам придется платить бо́льшую компенсацию на ремонт, чем раньше. Кроме того, снова расширили тарифный коридор для базовых коэффициентов. Это значит, что водители из наиболее рискованных категорий — молодые, с нулевым стажем и высокой аварийностью — будут платить еще больше.

Что происходит на рынке запчастей

В справочник внесли стоимость запчастей 72 марок: тех, по которым купили от 15 000 полисов ОСАГО и выше. Сюда вошли и те бренды, которые пока остались в России, и те, которые заморозили, но не отменили поставки: например, Bosch.

Среди автобрендов, чьи запчасти в новом справочнике подорожали больше всего:

  • Mazda — на 41,59%;
  • BMW — на 35,5%;
  • Ford — на 33,9%;
  • Toyota — на 32%;
  • Hyundai — на 27,3%;
  • Nissan — на 27,4%;
  • Kia — на 27,1%;
  • Mitsubishi — на 26,7%;
  • Skoda — на 25,4%.

Однако сами страховщики называют другие цифры, и они заметно выше. Например:

  • детали Mercedes-Benz подорожали на 84%;
  • Porsche — на 60%;
  • Jaguar и Ford — на 52%;
  • Chevrolet, Land Rover, Cadillac и Suzuki  — на 46%;
  • Audi — на 41%;
  • Honda и Subaru — на 38%;
  • BMW — на 35%;
  • Volkswagen и Opel — на 32%;
  • Mini — на 30%;
  • Mazda — на 29%;
  • Genesis и Chery — на 28%.

Больше всего выросла стоимость у микроэлектроники и кузовных деталей из-за отсутствия аналогов импортным, которые в Россию больше не поставляются. Это значит, что до конца года цены на эти запчасти могут вырасти еще на 20-25% по сравнению с нынешними.

Несмотря на то, что с российского рынка ушли пока только американские и европейские марки, азиатские запчасти тоже выросли в цене. Это произошло из-за того, что усложнилась логистика. Возможно, к осени, когда наладят поставки по новым схемам, цены все же снизятся. Однако дефицит деталей будет только расти: уже сейчас из 1500 самых востребованных запчастей (тех, что ломаются чаще всего) нет 20 позиций.

Как это повлияет на стоимость ремонта по ОСАГО

Новый справочник будут применять для расчета страховых выплат и по новым, и по уже купленным полисам ОСАГО: их сейчас в России около 40 млн. То есть цены на запчасти в нем касаются в том числе тех, кто оформил полис в течение последних 10 месяцев. Эти же цены страховщики учитывают, рассчитывая стоимость полисов.

В реальности полисы ОСАГО начали дорожать еще весной: страховые компании поняли, что обещанные поставки импортных запчастей срываются, и начали повышать стоимость в рамках тарифного коридора. В первую очередь это коснулось водителей из группы риска. В течение трех последних лет полис ОСАГО в среднем стоил 5600 рублей. Но в мае этого года средняя цена выросла до 5800 рублей, а размер средней выплаты — на 13% (до 75 000 рублей) по сравнению с маем 2021 года.

Однако уже осенью ситуация может измениться. В текущей версии справочника учитывают оригинальные запчасти, тогда как осенью выйдет новый. В нем для некоторых марок будут рассчитывать цену только на основе китайских или российских аналогов, которые стоят дешевле оригинальных. Такую меру ЦБ предложил еще в апреле. Ее хотят ввести для марок, которые выпускаются «недружественными странами» — то есть теми, что ввели санкции против России и только в тех случаях, когда оригинальные запчасти вообще отсутствуют.

Кроме того, цена полисов изменилась из-за расширения коридора базовых тарифов: с 2224-5980 до 1646-7535 рублей. Это значит, что водители новых авто с большим безаварийным стажем смогут купить полис за 1646 рублей, а молодые, без опыта или часто попадающие в аварии будут платить от 7535 рублей. На практике, однако, последней категории водителей часто отказывают в покупке полиса под разными предлогами, так как даже максимальная ставка не покрывает потенциальных убытков. Подробнее о том, как рассчитывается цена полиса с понижающими и повышающими коэффициентами, мы писали в этом материале.

Ремонт или деньги?

Участники рынка считают, что в результате новой схемы с неоригинальными запчастями страховщики будут намеренно занижать стоимость ремонта, рассчитывая компенсацию ущерба водителям на основе самых дешевых запчастей из доступных. При этом полисы ОСАГО для них не будут стоить дешевле.

Уже сейчас из-за отсутствия запчастей сроки ремонта автомобилей значительно выросли, и страховые компании не могут уложиться в отведенные законом 30 дней. Поэтому они все чаще предлагают владельцам полисов денежную компенсацию ущерба. В этом случае максимальная выплата составит 400 000 рублей и можно отремонтировать машину с теми запчастями, которые есть в наличии. Непонятно, правда, будет ли действовать гарантия автопроизводителя в таком случае. Если ремонт делает страховая компания, в авторизованной СТО, то она же гарантирует качество ремонта и запчастей так, как этого требует производитель. Как будет складываться ситуация при замене запчастей неоригинальными, пока неизвестно.

Если пока не планируете отказываться от кредитов, посмотрите, на каких условиях вам одобрят кредит банки.