Бизнес-эмиграция: планируем перенос фирмы в ЕС

Пандемия коронавируса заставила многих предпринимателей задуматься о бизнес-эмиграции в ЕС, где более ощутимо поддерживают малый и средний бизнес в период кризиса. Рассмотрим, во сколько обойдётся эта затея и стоит ли начинающим бизнесменам пускаться во все тяжкие.

Что такое бизнес-эмиграция

Бизнес-эмиграция – это закрытие бизнеса (компании или ИП) в России и открытие его в другой стране. Строго говоря ни о каком переносе фирмы речь не идёт. Бизнес в ЕС будет другим и работать придётся по-новому (заново нанимать местный персонал, платить иные налоги и пр.).

Смысл переезда:

  • спасение бизнеса, если наезжают силовые структуры, рейдеры, бандиты либо чтобы спасти активы от банкротства;
  • желание переехать в более благоприятный инвестиционный климат, где будут низкие налоги, арендные ставки и доступные кредиты;
  • давно задуманный переезд на ПМЖ, который предполагает в том числе и перенос бизнеса.

Выгода от бизнес-эмиграции не в гипотетической прибыли, планы на которую могут и не сбыться. Нет, речь идёт скорее об осознанной смене правил игры.

В сложный период, например, как в случае с пандемией, можно рассчитывать на ощутимую финансовую помощь.

Например, в Германии малый бизнес получает по 15 тыс. евро в месяц просто в качестве материальной поддержки.

Варианты бизнес-эмиграции

Существует несколько способов перенести бизнес в ЕС. От выбора зависит и лояльность властей при оформлении вида на жительство (ВНЖ) для всей семьи, а затем и гражданства.

Способы эмиграции:

  • закрыть фирму в России и открыть «‎с нуля» в Европе;
  • купить уже работающий в Европе бизнес (полностью или частично).

Выбор способа эмиграции зависит от личных обстоятельств и дальнейших планов.

Можно также открыть представительство или филиал за рубежом, не закрывая российскую компанию. Этот вариант подходит больше не для эмиграции, а для расширения сотрудничества с партнёрами из стран ЕС.

С чего начать

Для начала бизнес-эмиграции:

  1. Определитесь, в какой стране больше льгот и преимуществ в случае переезда: в частности существуют ли специальные программы для привлечения иностранных инвесторов.
  2. Узнайте порядок налогообложения для бизнеса, подачи отчётности, стоимость аренды, бухгалтерских услуг, минимальный размер зарплат и другие важные сведения для определения затрат бюджета.
  3. Выберите страну и выясните условия получения ВНЖ в связи переездом и открытием своего дела.
  4. Сформируйте пакет документов для ВНЖ, а также открытия бизнеса.
  5. Получите ВНЖ с правом на открытие бизнеса и зарегистрируйте компанию или ИП.

На регистрацию компании в любой стране ЕС уйдёт меньше месяца, а если речь идёт об ИП, то не более недели.

Если всё пройдёт нормально, то предприниматель получит ВНЖ с правом на открытие своего дела за 2-4 месяца.

Проще всего в деле бизнес-эмиграции обратиться к компании-посреднику, работающей в выбранной стране. В этом случае не придётся набивать шишки самому и есть шанс, что не будет отказов в оформлении резиденции или регистрации компании.

Затраты

В интернете часто можно встретить информацию, что минимальная сумма для бизнес-эмиграции начинается от 250-500 тыс. евро. Это не совсем так.

Наименее затратный способ:

  • переезд по ВНЖ для всей семьи;
  • регистрация на месте ИП.

Открытие бизнеса в этом случае обойдётся в сумму от 150-200 евро. Как и в России, в большинстве стран Европы молодым предпринимателям даётся «зеленый свет». Для стартапа часто бывает достаточно 5-25 тыс. евро.

Если планируется открытие не ИП, а АО или ООО, затраты предстоят немалые. Страны устанавливают порог вхождения на рынок в виде минимального уставного капитала и других требований, которые не могут быть нарушены.

Из чего складываются расходы тех, кто открывает юрлицо в странах ЕС:

  • Уставной капитал – от 2-100 тыс. евро в зависимости от законодательства выбранной страны. Например, в Швейцарии речь идёт о 92 тыс. евро, в Германии от 25-50 тыс. евро, а в Латвии достаточно 3 тыс. евро.
  • Минимальные зарплаты на сотрудников – в среднем от 500-700 евро на человека, но суммы зависят от страны переезда. В Германии, Франции, Италии, Швейцарии и пр. минимум на сотрудника составляет от 1,5-2,5 тыс. евро в месяц.
  • Предоплата бухгалтерского обслуживания на 5-6 месяцев – от 1-1,6 тыс. евро.
  • Подтверждение аренды офиса на определённый период времени – минимум 300-500 евро в месяц.
  • Регистрационные сборы: подготовка учредительных документов, открытие счетов, госпошлины и прочее. В среднем обходятся от 1,5-2,5 тыс. евро.

Плюс дополнительно:

  • в Германии у всех, кто старше 45 лет, потребуют наличие пенсионного счёта со 160 тыс. евро;
  • в первый год работы в Латвии нужно заплатить налогов на сумму не менее 21,3 тыс. евро;
  • в Испании, если вы претендуете на ВНЖ с правом на открытие бизнеса, требуется сумма на счету от 100 тыс. евро.

Это примерный подсчёт расходов предпринимателя-эмигранта. Помимо этого должны быть деньги на оплату налогов, закупку товаров, обустройство офиса и многое другое.

Стоимость услуг посредников на регистрацию компаний в странах ЕС стартует от 1,5-5 тыс. евро в зависимости от страны и сложности регистрации. В Латвии и других странах Восточной Европы можно зарегистрировать фирму и за меньшую сумму: от 650-1200 евро.

Минимальные затраты на открытие бизнеса в разных странах

СтранаРегистрация ИП
Регистрация и обслуживание юрлица
Испанияот 150 евроот 3 тыс. евро (минимальный уставной капитал)
Германияот 50 евроот 30-70 тыс. евро (25 тыс. евро только придется положить в качестве уставного капитала для GmbH или ООО, и 50 тыс. евро для АО (AG)). При открытии Mini-GmbH (малого ООО) требования к уставному капиталу снижены.
Латвияот 150 евроот 3000 евро (уставный капитал от 2,8-35 тыс. евро плюс сборы за регистрацию 300-400 евро)
Польша650-900 злотых (эквивалент 146-200 евро)
от 5650 злотых единовременно (эквивалент 1273 евро) плюс 4850 злотых ежемесячно (чуть более 1000 евро)

«Золотая виза» инвестора

Если финансы позволяют, можно приобрести уже готовую компанию. В ЕС любят инвесторов, которые приобретают акции или недвижимость на сумму от 250 тыс.-1 млн евро.

За такие вложения можно рассчитывать на упрощённый порядок оформления ВНЖ, например, в Испании, Португалии, Греции, на Мальте и Кипре. Это называется «золотая виза» инвестора.

Чтобы получить «золотую визу» вкладывают минимум:

  • 1 млн евро в покупку акций компаний в Испании;
  • 400 тыс. евро в ценные бумаги местных предприятий Греции;
  • 350 тыс. евро инвестиции в экономику Португалии;
  • 250 тыс. евро в акции, котирующиеся и торгующихся на Мальтийской фондовой бирже;
  • 50 тыс. евро в акции латвийской компании.

В Греции на статус «золотого» инвестора можно претендовать при заключении договора аренды местного отеля не менее чем на 15 лет, на Мальте достаточно арендовать недвижимость минимум на 5 лет с арендной платой 16 тыс. евро в год.

Особенность этих виз в том, что резиденцию получает не только бизнесмен, но и его супруга, дети, родители и даже внуки.

В Испании, к примеру, в этот список входят также гражданские жены или мужья (партнёры). Все документы оформляются не за 3-4 месяца, а за 30 дней.

Однако гражданство в ЕС в обмен на инвестиции не выдаётся. Речь идёт только о ВНЖ, который оформляется на 5 лет, а затем продлевается.

Регистрационные дела

Основать ИП за рубежом может тот, кто уже имеет резиденцию (ВНЖ) с правом на работу либо хотя бы получил идентификационный номер иностранца (как например, в Испании, NIE – Numero de Identidad Extranjero).

Для создания АО или ООО ВНЖ иметь необязательно, но желательно. Для получения «золотой визы» инвестора нужно подтвердить факт уже вложенных средств или наличие их на счету, если сделка купли-продажи ещё не состоялась.

При выдаче ВНЖ будут оценивать:

  • насколько интересен бизнес для экономики региона и страны, и каковы у него планируются доходы-расходы;
  • соответствует ли заявитель условиям программы для инвестора (в те ли акции вложили, ту ли сумму и пр.);
  • насколько реален представленный бизнес-план будущей компании;
  • законность источника происхождения начального капитала;
  • наличие в прошлом проблем с законом, судимости, подозрений в отмывании денежных средств.

При оформлении ВНЖ с право на открытие бизнеса французское посольство просит предоставить в папке документов презентацию будущего проекта (в свободной форме) с предварительным бюджетом на несколько лет. Испанское и немецкое посольства запросят также копии и переводы дипломов, подтверждающих наличие квалификации для ведения бизнеса.

Список документов на получение ВНЖ, а уж тем более регистрацию АО или ООО, может быть большим. Все они должны быть на языке страны, где планируется вести дела либо с заверенным нотариусом переводом.

Эмигранта пригласят на собеседование в посольство и нужно будет обосновать полезность бизнес-проекта для экономики страны. Только после этого можно получить ВНЖ с правом на занятие предпринимательской деятельностью. Вместе с этим документом выдаются карты резидента, действующие 5 лет, которые обмениваются автоматически до тех пор пока не подойдёт срок оформления гражданства.

Выгодные ставки по вкладам

Выбирайте и открывайте депозиты в разных банках в одном личном кабинете