5 сомнительных мифов об экономии, которым пора перестать верить

Этой весной 65% россиян стали меньше тратить. Первыми «под нож» попали расходы на еду в ресторанах и кафе, поездки, развлечения, ремонт, покупка мебели. Но все ли способы сэкономить одинаково полезны? Разбираемся с популярными мифами о бережливости.

Миф № 1. Все делай сам

Зачем кому-то платить за то, что проще сделать самому? Это верно, если речь идет о простых вещах: вымыть окна в квартире, погладить белье, вынести мусор. Но многие замахиваются на сложные услуги, требующие профессиональных навыков: сборку мебели, ремонт техники. Или квартиры: ремонт без специалистов делает около 70% россиян.

Такая попытка сэкономить может обернуться лишними тратами — и ладно, если просто придется купить дополнительный рулон обоев вместо криво наклеенных. Семейная пара из Москвы по советам в интернете попробовала сама сделать стяжку пола, потратила деньги на материалы, но в итоге была вынуждена все переделывать. Более неприятные последствия бывают у неаккуратного вмешательства в инженерные сети: от удара током до пожара после короткого замыкания или потопа из-за неправильно подключенных водопроводных труб. Есть и другие опасности в самодельном ремонте: надо выбрать краску, которая не токсична во внутренней отделке, надежно закрепить на стене телевизор, чтобы он не упал на кого-то из близких. К тому же ремонт своими силами — процесс почти бесконечный: на него уходят все выходные, а конца и края не видно.

Кроме того, самостоятельное выполнение любой работы — например, генеральная уборка после ремонта — это тоже расходы. Посчитайте: сколько стоит один ваш час? Например, в мае 2022 года было 144 рабочих часа, то есть при зарплате 100 000 рублей «на руки» один час стоил почти 700 рублей. По оценкам клининговых компаний, на уборку после ремонта два человека потратят около 8 часов, в деньгах это 11 200 рублей. Профессионалы же берут за такую уборку от 6000 рублей, а вы экономите на бытовой химии, тряпках, губках — их специалисты привозят с собой. Плюс благодаря помощникам вы не тратите на домашние хлопоты время отдыха. Это тоже дорогой ресурс: исследования показывают, что люди, которые ценят деньги больше времени, несчастнее.

Миф № 2. Не живи в долг

Деньги — главный источник стресса для россиян: из-за них переживает каждый четвертый. Неудивительно, что многие не любят брать в долг, причем не из практических, а из принципиальных соображений. Исследователи отмечают, что из-за кредитов люди испытывают напряжение и чувство вины, зацикливаются на негативе и неуверенности в своих силах, понимая, что не могут заработать на какую-то вещь.

Такие установки блокируют интересные возможности для развития, которые открывают заемные деньги. Например, с помощью потребительского кредита можно получить новую профессию: в 2021 году только в «Сбербанке» займы на образование брали в три раза чаще, чем годом раньше. Кредитными деньгами можно оплатить обучение — например, на java-разработчика, это одна из самых высокооплачиваемых специальностей в России. Минимальный оклад стажера без опыта — около 30 000 рублей, а зарплата на уровне junior (то есть младшего разработчика) — 82 000 рублей. Это на 45% больше, чем средняя зарплата по стране.

То же и с ипотекой. Расчеты показывают, что иногда выгоднее оформить квартиру в кредит, чем несколько лет копить на покупку и все это время оплачивать съемное жилье. Арендные платежи могут оказаться больше, чем переплата на процентах по кредиту, а цены на квартиры заметно вырастут: в Москве, например, на 60% за последние пять лет.

Конечно, если речь о последней модели смартфона, дизайнерской сумке, красивой свадьбе и других не жизненно важных вещах, нет смысла залезать в долги. Но в остальных случаях переплата — не самая большая цена за возможность получить нужное здесь и сейчас.

Миф № 3. Не переплачивай за бренд

Товары популярных брендов дороже, чем малоизвестных производителей: кофеварка престижного бренда KitchenAid обойдется в 17 000 рублей, а аналог, сделанный Tefal, — примерно в четыре раза дешевле. В цену люксовых вещей вроде оригинальных сумок Louis Vuitton за сотни тысяч рублей, помимо расходов на их изготовление, включена имиджевая ценность торговой марки. Человек готов переплатить за нее, чтобы повысить свой статус, подтвердить свою принадлежность к определенной социальной группе. Кажется очевидным: если отказаться от этой «добавленной стоимости», можно неплохо сэкономить.

И это правильно, когда речь идет о базовых вещах. Например, с футболками принцип «не платить за бренд» вполне работает: независимо от марки они изнашиваются примерно за одинаковое время, поэтому носить дешевые выгоднее. Нет смысла копить на модель из ГУМ за 35 000 рублей, когда футболка итальянского массмаркет-бренда Terranova обойдется в десятки раз дешевле. А вот с обувью ситуация обратная: ноунейм-кроссовки могут развалиться за один сезон, а настоящие Nike или Adidas при хорошем уходе прослужат несколько лет. Это подтвердил консультант по стратегии и бизнес-дизайну Олоф Ховерфельт: он выяснил, что даже дорогие кроссовки Hugo Boss окажутся более выгодной покупкой, чем несколько пар дешевых кед.

Такой подход работает и для других «сложных» товаров — телевизора, велосипеда или, например, туристического снаряжения. В этом случае бренд еще и гарантия качества: меньше шансов, что техника быстро сломается, а рюкзак натрет плечи в долгом походе. Это касается и лекарств: при использовании дженериков вместо оригинальных препаратов возможны неожиданные побочки вроде крапивницы — чтобы снизить стоимость, в них не закладывают «антиаллергенность» компонентов.

Миф № 4. Не плати за то, что можно получить бесплатно

Хорошие образовательные курсы, консультация опытного адвоката, обращение к врачу в частную клинику — у всего этого есть бесплатные аналоги: курсы «сливают», консультации дают подписчики тематических форумов, а медицинскую помощь можно получить по полису ОМС. Но насколько качественными оказываются такие заменители? Бесплатной медицинской помощью пользуется большинство россиян, однако 38% ею недовольны: пациенты жалуются на низкое качество медицинских услуг и долгое время их ожидания. Выложенные в интернет курсы вряд ли позволят получить фидбек от преподавателя, а это, как правило, и есть самая важная часть обучения. И где гарантия, что юрист-самоучка действительно даст хороший совет? Такие ошибки могут стоить дорого: читательница одного женского портала рассказала, как потеряла 500 000 рублей, доверившись «врачу» с форума — тот лечил пациентку от несуществующей болезни. А из-за действий лжеюристов, которые заманивали клиентов бесплатными консультациями, в России пару лет назад пострадало 300 человек.

Конечно, бесплатные копии могут быть качественными — например, скачанные с торрентов фильмы, книги и музыка или «сломанная» версия популярной компьютерной программы. Однако пользоваться результатами чужого интеллектуального труда этически неправильно: любая работа должна быть оплачена. Есть и более серьезный аргумент — за нарушение авторских прав предусмотрена ответственность: административная — штраф до 2000 рублей для физических лиц, и уголовная — вплоть до двух лет лишения свободы.

Миф № 5. Покупай на распродажах

Согласно исследованиям, около 60% россиян ждут распродаж, а в остальные дни каждый пятый (17%) старается положить в корзину как можно больше товаров со скидками. 90% жителей страны знают про «черную пятницу», а на акции 11.11 на AliExpress в прошлом году потратили рекордные 33,3 млрд рублей — это больше, чем доходы бюджета нескольких регионов РФ.

Но всегда ли скидки так выгодны, как заявляют маркетологи? В интернете можно найти сотни жалоб на «дутый» дисконт и неправильную «старую» цену на ценнике. Особо придирчивые исследователи проверяют динамику цен по старым версиям страниц интернет-магазинов, которые сохраняются в поисковиках, и сопоставляют их с громкими заявлениями ритейлеров. В результате сравнения видно, что продавцы либо завышают «дораспродажную» цену, чтобы скидка казалась убедительнее, либо преподносят как «суперцену» обычную среднерыночную стоимость.

Иногда стремление купить с дисконтом становится причиной спонтанных трат, а скидки заставляют покупать на распродажах ненужные вещи. Например, во время «черной пятницы» только 37% россиян составляют списки покупок и лишь 9% из них этим спискам следуют, а остальные покупают то, что не планировали. Ровно так же работают экономичные упаковки. Например, газировка в пол-литровой бутылке стоит около 70 рублей, а в двухлитровой — чуть больше 150 рублей. Выгода большого объема очевидна, однако к реальной экономии она не имеет отношения. Действительно ли вам нужно два литра лимонада или вы просто хотите утолить жажду, а для этого хватит небольшой бутылки газировки? В итоге можно потратить на порядок больше из-за обещанной экономии на стоимости одного литра.

22% россиян называют математику самым нелюбимым школьным предметом. Но именно точные математические подсчеты помогают сэкономить, а не потратить лишнее в погоне за мифической скидкой или на старте самодельного ремонта. Гипотетическую выгоду стоит сопоставлять со стоимостью личного времени, вашими целями и потенциальными рисками: возможно, переплатить в итоге окажется дешевле.

Если пока не планируете отказываться от кредитов, посмотрите, на каких условиях вам одобрят кредит банки.