ВС РФ: Дело об очень дорогом ремонте

В аварии пострадал кроссовер Infiniti QX70, ремонт которого показался страховщику чрезмерно дорогим. Он выплатил автоледи деньги, не предупредив о принятом решении. Этой суммы не хватило на восстановление авто, и владелица «японца» решила взыскать недостающую сумму с виновника и страховой компании, а с последней – ещё и неустойку. Кто и за что должен платить в этой ситуации, решал ВС РФ.

В январе 2019 года Виталий Студеникин, управляя «Ладой Грантой» стал виновником ДТП, в котором пострадала дорогая иномарка. Через две недели Светлана Духно обратилась в «Росгосстрах» с заявлением на урегулирование убытка по полису ОСАГО. Ещё через пару недель страховщик отправил ей Почтой России направление на ремонт на СТО «Восток Моторс Пермь», однако тот не состоялся: сервис подсчитал, что ремонт обойдётся в 784,1 тыс. руб., и страховщика эта сумма не устроила.

В конце марта, то есть через два с половиной месяца после подачи заявления, Духно получила от страховщика 381,2 тыс. руб. Женщина организовала независимую экспертизу в «Центре недвижимости» и получила на руки акт, из которого следует, что стоимость ремонта с учётом износа автомобиля составляет 433,5 тыс. руб., а без учёта – 634 тыс.

Женщина написала претензию на доплату 18,8 тыс. руб. и выплату 196 тыс. руб. неустойки. Страховщик отказал в том и другом, и Духно пошла в суд. В исковом заявлении она потребовала взыскать с «Росгосстраха» доплату и неустойку, а с виновника – 180,7 тыс. руб. (столько не хватало на ремонт).

Суд первой инстанции организовал экспертизу в Пермской лаборатории судебных экспертиз. Согласно заключению эксперта, стоимость ремонта без учёта износа едва превышает 558 тыс. руб. (с учётом – 377 тыс. руб.). На основании этих расчётов суд удовлетворил требования истицы частично: со страховщика – ничего (направление на СТО выдано в срок, рассмотрено сервисом в срок, денежная выплата осуществлена в срок), с виновника ДТП – 158,3 тыс. руб.


Верховный суд: страховщик забыл предупредить Духову о доплате

Суд под председательством Сергея Асташова напомнил, что в тех случаях, когда стоимость ремонта превышает лимит по «автогражданке», доплату производит владелец транспортного средства. В данном случае «Росгосстрах» нарушил порядок урегулирования убытка. В выданном направлении он не указал сумму, которую готов выплатить СТО, и не получил от страхователя согласия на доплату в случае такой необходимости.

Таким образом, страховщик должен был сначала заручиться согласием Духно на доплату, а только после этого выдавать направление. Несоблюдение установленного порядка приводит к нарушению надлежащего исполнения страховщиком своей обязанности и просрочке, оплатить которую он обязан (по проценту от суммы выплаты за каждый день просрочки).

Другая ошибка – в расчёте требований к виновнику ДТП. Суд первой инстанции исходил из того, что страховое возмещение равняется лимиту, поэтому с ответчика решил взыскать разницу между оценочной стоимостью и максимальной выплатой. Однако страховщик выплатил меньше – 381,2 тыс., поэтому расчёты неверны.

ВС РФ отменил решение и направил дело на новое рассмотрение в апелляцию.

На сайте www.finuslugi.ru предоставляются услуги оператора финансовой платформы ПАО Московская Биржа, а также услуги ООО «МБ Маркетплейс», организации, не являющейся оператором финансовой платформы в соответствии с Федеральным законом от 20.07.2020 №211-ФЗ «О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы». Услуги оператора финансовой платформы ПАО Московская Биржа обозначены пометкой «Открыть онлайн». Иная информация на сайте www.finuslugi.ru считается размещенной ООО «МБ Маркетплейс», если иное явно не следует из существа размещаемой информации. ООО «МБ Маркетплейс» входит в Группу «Московская Биржа».

Группа «Московская Биржа» - ПАО Московская Биржа и юридические лица, находящиеся под прямым или косвенным контролем ПАО Московская Биржа.