Сбер будет продавать бизнесу информацию о передвижениях и тратах клиентов

Сбер создаёт сервис, который будет анализировать банковские транзакции россиян и сопоставлять с местоположением клиентов. Аналитику о том, как люди передвигаются и тратят деньги, будут продавать бизнесу. Это должно помочь принимать решения об открытии торговых точек, направлениях масштабирования и т.д.

Для чего нужен новый сервис

В августе 2020 года Сбербанк приобрёл картографический сервис 2ГИС, с помощью которого собирался развивать картографическую платформу для совершенствования сервисов экосистемы и создания новых продуктов. Ожидается, что новый сервис заработает внутри платформы «СберАналитика», о запуске которой объявили осенью 2020 года.

Платформа будет продавать потребительскую экспертизу: информационно-аналитические отчёты, рекомендательные модели, мониторинг отраслей экономики, составление портрета целевой аудитории и т.д.

Информация предназначена для госсектора, крупного и среднего бизнеса, но также будет полезна и малому бизнесу. То есть помимо предпринимателей сведения будут продавать региональным властям. Они необходимы для понимания миграционных потоков в крупных городах, планирования изменений в городской инфраструктуре.

Какие источники будут использовать

У Сбербанка насчитывается 96,9 млн частных и 2,6 млн корпоративных клиентов. Для аналитики будут использовать информацию о денежных потоках физлиц и компаний (как наличных, так и безналичных), сведения о транзакциях в терминалах Сбербанка, в банкоматах, а также открытые источники, информацию партнёров и «дочек» банка. Сообщается, что информация будет использоваться в обезличенном виде.

Опыт сотовых операторов

Сервис Сбера – не первый в своём роде. Сотовые операторы с 2015 года собирают и анализируют сведения о перемещении абонентов. На основании полученной информации делается аналитика, которую передают бизнесу и властям. Чиновникам такие сведения нужны для развития городской инфраструктуры, туризма, решения социальных задач: видно, как добираются до работы, куда и когда ездят жители города, как растёт нагрузка на автомобильные, железные дороги и метро. Бизнес-клиенты закупают данные у сотовых операторов о нахождении групп людей в рабочее и ночное время, динамике человекопотока в конкретных районах, местах концентрации целевой аудитории, чтобы использовать для выбора места под открытие новых торговых точек, офисов банков и т.д.

Перспективы сервиса

В планах Сбера – занять 10% рынка потребительской аналитики через два года. Зарабатывать планируют, продавая подписку на сервис, а также предоставляя индивидуальную экспертизу.

На рынке геоаналитики насчитывается всего несколько десятков игроков. По оценке iKS-Consulting, в 2019 году объём рынка на треть по сравнению с предыдущим годом и составил 800 млн руб., а по итогам 2020 года приблизится к отметке 850 млн руб.

Геоаналитика с использованием нескольких источников, в том числе о транзакциях и движении наличных, стоит дорого – сотни тысяч рублей. Сервисы анализа геоданных сотовых операторов гораздо доступнее. Стоимость начинается от нескольких десятков тысяч рублей. Однако такая аналитика не показывает картину целиком. К примеру, бизнес понимает, как передвигаются люди и в какой точке города концентрируются в течение дня, однако сотовый оператор не в силах предоставить информацию о том, где и сколько тратят эти люди. В этом плане у Сбербанка преимущество, так как компания будет анализировать сведения о платежах россиян, снятии наличных и т.д.

Что изменится для клиентов Сбера

Что изменится для клиентов банка и безопасен ли для них новый сервис, рассказали эксперты.

Комментирует ведущий аналитик QBF Олег Богданов: «Клиент Сбера никак не будет ощущать, что его передвижения и трансакции собираются в большие данные, на основании которых делаются выводы о потребительских предпочтениях социальных групп населения. Личная информация одного конкретного человека никому не интересна, если говорить о бизнес-задачах. Речь идёт о больших информационных потоках, позволяющих бизнесу делать правильные финансовые и маркетинговые выводы. Для обработки такого большого массива фактов обычно используются специальные программы, которые выдают конкретные результаты.

Можно провести аналогию с таргетинговой рекламой, когда в зависимости от интересов пользователя предлагается та или иная группа товаров или услуг. Зачастую мы даже не обращаем внимание, что наши поисковые запросы и время, проведённое на тех или иных сайтах, анализируется. Так же будет и в случае со Сбером, только речь идёт о маршрутах и покупках».

Комментирует Михаил Попов, банкир, основатель Talkbank: «Всё зависит от того, как они будут обрабатывать эти данные и предоставлять их, потому что в соответствии с законом о персональных данных обработка должна быть согласована с субъектом персональных данных. То есть у клиента должны попросить разрешение на обработку в целях предоставления этих сведений третьим лицам, и он должен дать согласие. Но в законе есть оговорка, что не требуется согласие на обработку деперсонализированных данных. То есть если аналитическая платформа работает не с конкретными субъектами, а с каким-то массивом, не привязанным к конкретным субъектам, то дальнейшая обработка и аналитика по ней не является нарушением этого закона и не требует отдельного согласия со стороны субъектов.

В том или ином виде платформы, которые связывают банковские данные и рекламодателей, создаются повсеместно. Например, в России есть проект, который аффилирован со Сбербанком — компания «Segmento». Также у Сбербанка уже была платформа «Plazius», которую переименовали в «SberFood». Они тоже занимались не только предоставлением услуг конечным пользователем, но и в значительной степени формировали обезличенную аналитику, либо давали возможность рекламодателям таргетироваться по определённым критериям финансовых и нефинансовых транзакций клиентов, чтобы показывать соответствующую рекламу. Это также было в рамках закона, потому что не предполагалась передача конкретных персональных данных отдельным контрагентам или рекламодателям.

Аналогичные платформы создаются по всему миру. Вопрос в том, насколько такие системы детализированы и насколько делают качественную обработку данных. Массив сведений об операциях, которые совершаются в банках, без обработки не даст ценной информации, тем более малому бизнесу, у которого нет ресурсов для масштабной обработки данных и построения каких-то аналитических моделей. Готовые идеи или оригинальные предложения, что может из этих данных следовать или что из них очевидно или не очевидно, могут иметь ценность для клиентов не только из крупного, но и из малого бизнеса, которым будут предложены готовые понятные решения».

Выгодные ставки по вкладам

Выбирайте и открывайте депозиты в разных банках в одном личном кабинете

Читайте также