Чем удивит голосовой бот Тинькофф

Тинькофф Банк запустил бота Олега. Голосовой помощник доступен пользователям мобильного приложения. Но пока не каждому клиенту. Что умеет бот и почему уже успел подпортить себе репутацию, расскажем далее.

Кто такой Олег

По задумке разработчиков, Олег – мужчина в возрасте от 25 до 40 лет. Это услужливый виртуальный помощник, но не без чувства юмора, иногда своеобразного. В неоднозначных ситуациях бот может выразить несогласие или неодобрение, а иногда даже поучить жизни.  

Олег говорит голосом Никиты Прозоровского, который озвучивал героев «Форсажа», «Трансформеров», «Парк юрского периода», «Обитель зла» и других известных фильмов. Актёр записал для бота около 30 часов реплик. На основе этого материала в дальнейшем стал синтезироваться голос Олега. Правда, некоторые пользователи заметили, что голос бота очень напоминает голос Олега Тинькова.

Где найти бота

В мобильном приложении банка. По официальной информации, бот доступен пользователям устройств на основе iOs и Android, но пока не всем, а выборочно. Разработчики обещали, что всем клиентам бот покажется до конца июня. На деле же бот появился только у некоторых владельцев устройств на iOs. Так нам ответили в банке. Когда Олег появится в гаджетах на Android, пока неясно.

Чтобы вызвать помощника, зайдите в мобильный интернет-банк и воспользуйтесь одним из трёх способов: командой «Привет, Олег» или «Слушай, Олег» на главном экране, нажатием на иконку микрофона в строке поиска или в разделе чата.

Если у вас уже появился Олег, а у друга ещё нет, ботом можно поделиться.

Для этого попросите помощника перевести другу деньги, после чего Олег автоматически поселится и в его мобильном приложении.

Что умеет бот

Чтобы Олег рассказал, что умеет, достаточно спросить его: «Что ты умеешь?». В ранней версии, которая доступна сейчас, бот может:

  • переводить деньги на Тинькофф и Сбербанк;
  • бронировать места в кафе и ресторанах;
  • записывать пользователей в салоны красоты;
  • покупать билеты в кино с кэшбэком 15%;
  • искать необходимые клиенту товары и услуги;
  • общаться на отвлечённые темы;
  • давать полезные советы;
  • консультировать по тарифам и акциям;
  • управлять финансовыми продуктами;
  • изменять личные данные в экосистеме Тинькофф;
  • предоставлять электронные справки, выписки и т.д.

В будущем бот сможет заказывать такси, авиа- и ж/д билеты, покупать билеты в театр и на концерты, организовывать путешествия, записывать на приём к врачу. Также Олег возьмёт на себя оплату счетов, досуг (предложит варианты), инвестиции и другое.

Бот Олег стал логичным продолжением развития технологий в Тинькофф. На момент его запуска 35% обращений пользователей уже решались в автоматическом режиме. Это экономит банку десятки миллионов рублей в месяц.

О чём можно поговорить с Олегом

Олег способен беседовать на разные темы. Они касаются и финансов, и других вещей. Бот с лёгкостью отвечает на вопросы: «Как тебя зовут?», «Как дела?», «Что ты делаешь?», «Какую музыку ты любишь?», «Олег – красавчик?». Также он может подсказать ответы на более серьёзные вопросы, например «Что нового в банке?» или «Какой курс доллара?».

Если нужно найти какой-то товар со скидкой, достаточно попросить Олега «Покажи скидки на одежду». Бот выдаст все подходящие спецпредложения для владельцев карт Тинькофф.

Также бот умеет играть. Например, в викторину. Скажите: «Олег, задай вопрос», и он спросит, сколько кэшбэка вы заработали в прошлом году или что Лев Толстой мог купить на гонорар за «Анну Каренину».

Кроме того, бот работает и как обычный специалист банка. У него можно узнать, какова сумма задолженности по кредиту или кредитной карте, какой нужно внести минимальный платёж, как оплатить коммуналку, что такое льготный период по карте, какой у вашей карты кэшбэк и т.д. Олег знает всё про тарифы, комиссии, лимиты, программы лояльности для клиентов, порядок пользования услугами и т.д.

Бот обучен задавать уточняющие вопросы, чтобы лучше помочь пользователю. Например, если вы заказываете с помощью Олега «ресторан на сегодня», он уточнит название заведения, время и число гостей, после чего отчитается о проделанной работе. Также через него можно отменить бронирование.

Ещё Олег шутит. Например, если не получилось найти адресата платежа по надиктованному клиентом номеру, он попросит никому не рассказывать о его провале. На вопрос «Как попасть в список Forbes?» может ответить, что список нужно просто расширить до 1 млрд богатейших людей.

«Олег» затрудняется ответить на вопрос «Сколько стоит доллар?». Но если спросить, какой курс доллара, помощник перенаправит пользователя в раздел мобильного приложения, где есть ответ.

На вопрос «Как разбогатеть?» «Олег» советует следить за статистикой расходов в приложении. Чтобы накопить на пенсию, по его версии, достаточно просто работать.

Олег умеет признавать свои ошибки. Если ответить на вопрос не получилось, он предложит совет. Например, чтобы разбогатеть, по мнению бота, нужно смотреть статистику расходов, оценить свою «финансовую подушку», хранить «резерв» на картах с процентом на остаток, продать завалявшиеся дома вещи.

Пользователи жалуются на вспыльчивость и грубость бота

Бот появился не так давно, но уже прослыл шутником, чей юмор можно назвать чёрным. Например, если отправить ему сообщение с текстом «Шла Саша по шоссе...», Олег тут же выдаёт «и теперь только под себя ходит».

В банке об этом знают непосредственно от возмущённых пользователей и отвечают, что стараются уберечь юного бота от дурного влияния. Впрочем, если не провоцировать Олега и задавать вопросы по делу, получаешь обычные ответы, без эпатажа.

Как это работает

Работа основана на технологии распознавании речи. Сейчас программа верно определяет до 95% слов, для обучения она использует терабайты данных и десятки тысяч часов человеческой речи. Кстати, это собственная технология Тинькофф.

С 2018 года разработчики банка работают над технологией синтеза речи. Благодаря нейросетевым моделям голос бота близок к человеческому. Для создания Олега применяли глубокие нейросетевые модели и речевые технологии, с которыми Тинькофф работает с 2014 года в рамках стратегии AI First.

Для обучения бота используют суперкомпьютер – Кластер «Колмогоров», один из самых мощных в России.

Также работа Олега основана на биометрической системе, которая правильно принимает решение в 99,99% случаев. То есть большинство задач пользователей бот решает автоматически. Но сложные вопросы перенаправляет людям. Так сделали, чтобы автоматизировать и ускорить процесс.

Разработчики обещают, что со временем бот научится определять настроение собеседника по голосу и подбирать стиль, соответствующий стилю общения клиента.

Пользователи приложения Тинькофф могут принять участие в обучении бота. Для этого нужно ставить репликам Олега лайки и дизлайки. Отзывы анализирует команда банка. Кроме того, всегда можно переключиться с виртуального на живого помощника. Для этого скажите боту «Хватит» или «Позови человека».