Маркетплейсы. Как работают онлайн-гипермаркеты, где можно купить все: от лампочки до частного самолета

Около половины онлайн-покупок в мире совершается на маркетплейсах. Только в России число продаж в интернете в 2020 году выросло на 78%. Рассказываем, как работают маркетплейсы и почему они захватили мир. А еще поделимся лайфхаками по поиску редких товаров и самых больших скидок.

Что такое маркетплейс

Маркетплейс — это площадка-посредник между поставщиками товаров и покупателями. Если очень просто — это что-то вроде торгового центра или рынка онлайн: в одном месте собрались сотни или тысячи продавцов, а покупатели выбирают, сравнивают цены и делают покупки.

На маркетплейсах можно найти практически все: от продуктов и одежды до банковских вкладов и программного обеспечения.

Интересные факты

В прошлом году на Wildberries было приобретено в общей сложности 2 т искусственного декоративного снега. Самым «тяжелым» заказом стало 23 телевизора общим весом 345 кг. А самая дорогая покупка — набор столового серебра — стоила 1,6 млн рублей.

Согласно подсчетам Data Insight, в 2020 году Wildberries, Ozon, Aliexpress Russia (только продажи российских продавцов!) и Яндекс.Маркет совместно продали товаров на 721 млрд рублей. Они выполнили 405 млн заказов со средним чеком 1780 рублей.

Иногда маркетплейс обеспечивает не только саму покупку, но и доставку: товары могут храниться на складах маркетплейса по всей стране, благодаря чему они быстрее оказываются у покупателя. Если продавец сам отвечает за доставку, то отправляет покупку с курьером: сразу к заказчику или в маркетплейс, который формирует и отсылает заказы.

Чтобы получить конкурентное преимущество, маркетплейсы постоянно работают над  разнообразием видов и скоростью доставки. Например, AliExpress Russia в 2020 году арендовал несколько самолетов, а Яндекс.Еда запустила беспилотную доставку заказов из ресторанов Москвы с помощью робота.

Почему маркетплейс выгоден для всех

Продавцам, работающим на маркетплейсах, не нужно тратить время и деньги на продвижение товаров, создание и поддержку своего сайта, мобильного приложения — они пользуются уже готовым сервисом с многомиллионной аудиторией, готовой к покупкам. А у покупателей есть выбор качественных товаров, которые можно заказать в одном месте безопасно и быстро, в качестве бонуса — регулярные распродажи и скидки. Сами же маркетплейсы получают комиссию от продавцов в виде фиксированного взноса или комиссии с каждой покупки.

У лидера маркетплейсов в России Wildberries на сайте представлены товары 162 000 локальных продавцов, а на складах хранится более 140 млн товаров. Годовой оборот компании в 2020 году составил 437,2 млрд рублей. Второе место занял AliExpress Russia с оборотом в 229,3 млрд рублей, а третье – Ozon с 195 млрд рублей.

Как работают мировые гиганты: забастовки сотрудников Amazon и необычные лоты с eBay

Первыми маркетплейсами считаются Amazon и eBay, которые были основаны еще в 1995 году. Первый товар, проданный на eBay, — неисправная лазерная указка, за которую удалось выручить $14,85. Более активно маркетплейсы по всему миру стали появляться и развиваться после 2000 года, что связано с развитием цифровой отрасли и технологий онлайн-продаж.

Как купить город на eBay?

На eBay часто появляются довольно оригинальные или редкие лоты. Среди них: настоящая подводная лодка времен Второй мировой войны, рекламное место на лбу (девушка продала его за $10 000, после чего сделала там татуировку с рекламой виртуального казино Golden Palace), город Альберт в Техасе с населением пять человек. На сайте даже выставили на продажу уникального морского ежа, вид которого ученые еще не успели установить на тот момент. Отличился и британский певец Джеймс Хиллер Блаунт, который однажды в качестве лота представил свою собственную сестру — точнее, возможность сопровождать ее в путешествии.

Пешие прогулки по 18 км в день и другие особенности работы в Amazon

Главный офис крупнейшего в мире маркетплейса Amazon выглядит как стеклянная сфера, внутри которой можно найти более 400 сортов разных растений со всего мира. А еще в офис компании сотрудники могут приводить своих домашних питомцев. В 2017–2018 гг. компания не выплачивала налоги в бюджет США на совершенно законных основаниях по специальной государственной программе. Благодаря этому за год прибыль практически удвоилась. Несмотря на такую свободу действий, работать в Amazon довольно сложно из-за больших нагрузок: в среднем работники на складах за каждую смену проходят пешком по 18 км и каждые 33 с принимают заказ. Неудивительно, что некоторые устраивают забастовки. Один временный работник даже организовал себе убежище среди пустых деревянных ящиков, соорудил себе там кровать и подкреплялся, воруя заказанную еду.

Немного статистики. В 2020 году посещаемость Amazon достигла 2,4 млрд человек за месяц, что составляет почти треть от всего населения планеты. Второе место по популярности занял eBay с 876 млн человек. А крупнейшая российская интернет-площадка Wildberries в общемировом рейтинге заняла 16-е место с посещаемостью 125,8 млн человек в месяц. При этом самым впечатляющим товарооборотом могут похвастаться китайские маркетплейсы TAOBAO и TMALL в составе Alibaba Group — в 2020 году он превысил $1 трлн, что сопоставимо с доходами Франции, которая занимает пятое место в мире по этому показателю.

Самые популярные в мире маркетплейсы и их оборот в 2020 году:

  • Amazon ($386,1 млрд);
  • Google Play ($181,69 млрд);
  • Airbnb ($3,38 млрд);
  • Uber ($6,09 млрд);
  • Booking ($6,8 млрд);
  • AppStore ($274,52 млрд);
  • Alibaba Group ($31,87 млрд);
  • EBay ($95 млрд).

Онлайн-торговля набирает популярность и в России. По данным Data Insight, в 2020 году оборот одних только Ozon, Wildberries, AliExpress Russia и Яндекс.Маркета вырос на 108%. Только в Wildberries работает более 40 000 сотрудников — это как население княжества Монако, только без французских булочек и Средиземноморского побережья.

Виды маркетплейсов: на каких площадках лучше покупать еду, а на каких — произведения искусства (есть и такие!)

В первую очередь маркетплейсы различают по специализации. На некоторых можно купить практически все — от продуктов до квартир. Они считаются универсальными. В России это Ozon, Яндекс.Маркет, Wildberries, AliExpress Russia. А другие, нишевые, специализируются на отдельных группах продуктов. Например, Solber продает строительные материалы, песок, щебень, мел, Google Play — приложения для смартфонов и планшетов, Flowwow — цветы, подарки, праздничную упаковку и открытки, BIZAR — произведения современного искусства, Финуслуги — площадка для вкладов и страховок.

Иногда разницу между нишевыми и универсальными маркетплейсами заметить непросто. Например, «Леруа Мерлен» можно отнести к нишевым площадкам, так как здесь продаются товары для определенной цели: ремонта, строительства и обустройства дома и сада. А можно и к универсальным, так как ассортимент сайта огромен. Но при этом в «Леруа Мерлен» нет продуктов, одежды, обуви и других распространенных среди покупателей товаров.

На маркетплейсах можно купить как обычные «физические» товары, так и услуги или сервисы. Например, за одеждой или продуктами пользователи идут на Ozon, «Леруа Мерлен» или Wildberries, в Uber — за такси, а за бронированием номера в гостинице — на Booking, за приложениями, которые можно использовать только в интернете, — в Google Play.

А еще различают площадки по ролям продавцов и покупателей. В качестве продавцов могут быть компании, которые продают свои товары обычным пользователям или другим компаниям, или обычные люди, которые продают товары другим людям.

Как не пропустить выгодные покупки на маркетплейсах

Маркетплейсы — это отличная площадка, чтобы сэкономить и найти редкие или труднодоступные в локации покупателя товары.

Фишки маркетплейсов, о которых вы, возможно, не знали:

  • Можно купить товары, которые закончились в обычных магазинах. На складах маркетплейсов иногда хранятся вещи из прошлых коллекций или уже снятые с производства товары, которые в других магазинах уже не найти, причем с хорошими скидками.
  • Онлайн-рассрочка платежей. Можно купить и пользоваться, а заплатить в будущем. Так, в приложении Ozon есть рассрочка с индивидуальными лимитами 3500 до 300 000 рублей на срок до 24 месяцев.
  • Цены ниже, чем у поставщиков. Иногда площадка предлагает цены даже ниже, чем у самого поставщика. Маркетплейсы самостоятельно снижают стоимость товаров, компенсируя продавцу разницу в цене за счет комиссии от продаж. А еще сами продавцы могут выставлять цены ниже, чем на своих сайтах: на маркетплейсах они экономят на рекламе и продвижении товаров.
  • Больше честных отзывов. Даже если вы не собираетесь покупать на маркетплейсе, отзывы лучше читать именно там, так как их больше и они честнее — обычно пользователи могут добавить их только после покупки товара, а сама площадка не заинтересована в продвижении плохих товаров и услуг, поэтому не будет «накручивать» рейтинги или удалять негативные отзывы.
  • Возможность общаться с продавцом. Можно напрямую задать вопрос или попросить скидку. В магазине так не получится!
  • Дополнительные услуги. Например, фешен-платформы используют инструменты по подбору целых образов. А Lamoda предлагает AR-примерку некоторых моделей обуви, которая позволяет «наложить» понравившуюся модель на свой образ.
  • Быстрый поиск по фото. По фото понравившейся вещи или скриншоту с другого сайта на маркетплейсах можно подобрать схожие товары. Такая опция есть на Lamoda и Wildberries.
  • Плата за ошибки. Если с заказом что-то напутали или задержали доставку, можно написать в службу поддержки маркетплейса и получить скидку или бонусы за неудобства.

Как экономить до 95% на покупках на маркетплейсах

Чтобы привлечь покупателей, все маркетплейсы предлагают акции и индивидуальные предложения. Если научиться ими пользоваться, можно сэкономить до 95% стоимости товаров и услуг. Примеры:

  • Своя цена. На Ozon для некоторых товаров действует опция «Хочу скидку»: можно запросить персональную скидку или предложить свою цену.
  • Дополнительные скидки в корзине. Стоит положить товар в корзину и «забыть» о нем на несколько часов или дней, как площадка может прислать дополнительную скидку, чтобы простимулировать сделать покупку.
  • Розыгрыши. Акций много, одна из самых интересных — «Почти даром» на AliExpress: можно получить товар всего за 1 рубль в обмен на отзыв о нем.
  • Реферальные программы. Можно получить «плюшки» от площадок, если кто-то зарегистрируется по вашей реферальной скидке или сделает покупку.
  • Возврат разницы. «Гарантии лучших цен» есть в «СберМегаМаркете» и «М.Видео»: если покупатель находит такой же товар в интернете по более низкой цене, разница возвращается на счет бонусными рублями.
  • Купоны на скидки. На сайтах-агрегаторах, которые собирают скидки для различных магазинов (KupiKupon, Biglion, Купонатор), можно найти купоны на скидки до 95% на услуги и товары.
  • Скидки и бонусы за подписку на рассылки, лайки в соцсетях, отзывы на товары. За свою активность можно сэкономить до 30% на одну покупку.
  • Распродажа сегодня, товар вчера. Маркетплейс может пойти навстречу, если вы купили товар, а через несколько дней он значительно подешевел, и вернуть разницу. Ведь иначе вы можете просто вернуть вещь (если это позволяет закон) и купить ее снова по более низкой цене. Маркетплейсу выгоднее сразу вернуть вам деньги.
  • Кешбэк. Благодаря кешбэку на специальных сервисах (например, Backit) или банковской карте («Мир», «Тинькофф») можно получать стабильную скидку на покупки до 15%.
  • Сервис совместных покупок. Площадка может предложить цену ниже, если товар будет куплен партией даже несколькими покупателями. Например, на Ozon на некоторые товары действуют скидки от 20%, если покупать партией от 10 единиц. Нужно добавить товар в корзину, оплатить и подождать, пока не наберется оставшееся число покупателей для «оптовой» закупки.
  • Правильный день недели. Стоимость некоторых товаров может меняться в зависимости от дня недели. Наибольшая разница заметна при покупке авиабилетов. Считается, что лучший день для их приобретения — вечер вторника.
  • Бонусы за регулярную доставку. Ozon предлагает постоянным покупателям, которые оформляют регулярную доставку какого-либо товара, накопительную скидку до 20%.

Читайте также