Финансовые компании постоянно ищут новые варианты привлечения клиентов, придумывая различные механизмы инвестирования. Одни из предлагаемых инструментов оказываются действительно заслуживающими внимания, а другие – пустышкой в красивой обложке. Давайте посмотрим на относительно новое изобретение – структурные продукты.
В последнее время в обращении на фондовом рынке появляется всё больше и больше так называемых структурных продуктов, выпускаемых российскими банками и брокерскими компаниями. Названия при этом у них могут быть самые разные. Сбербанк, например, предлагает подобные бумаги под вывеской «инвестиционные облигации», а «Компания БКС» предпочитает добавлять к слову «облигация» термин «структурная».
Финальная доходность по этим продуктам зависит от поведения некоего «базового актива», которым может выступать почти всё что угодно.
Условный пример. Брокерская компания выпустила структурный продукт со сроком обращения в один год, связав его с акциями Газпрома на следующих условиях:
После истечения срока обращения компания смотрит на изменение котировок акций Газпрома и выплачивает инвесторам соответствующий доход.
Выглядит всё это довольно сложно. Если же учесть, что для российского рынка продукт довольно новый, запутаться немудрено даже инвесторам со стажем. Что уж говорить о людях, слышавших о фондовом рынке лишь краем уха – вопросов у них значительно больше, чем ответов. Попытаемся рассказать о структурных продуктах максимально подробно и предельно понятно.
Несмотря на то, что в названии подавляющего большинства структурных продуктов в той или иной форме присутствует слово «облигация», никакого отношения к настоящим облигациям они не имеют. Облигации относятся к так называемым инструментам с фиксированной доходностью: инвестор точно знает, какую прибыль он получит после её погашения. В случае же приобретения инвестиционных, структурных и прочих «псевдооблигаций» известен лишь диапазон потенциального дохода, которого может и вовсе не оказаться. Обычно эмитенты гарантируют только возврат вложенных средств за вычетом комиссии.
По классификации, принятой на фондовом рынке, структурные облигации относятся к внебиржевым срочным контрактам.
Внебиржевые – потому что заключаются не на организованных рыночных торгах, а непосредственно между контрагентами (продавец и покупатель). Срочные – означает, что, по сути, они аналогичны инструментам, торгуемым на так называемом срочном рынке (он же рынок деривативов). Такие контракты заключаются сейчас, а исполняются через некоторый (заранее установленный) срок.
Впрочем, инвесторов редко заботит точная классификация или правильное название механизмов, используемых для получения дохода – лишь бы прибыль приносили. Нет никакой разницы, какого цвета кошка, если она ловит мышей. Давайте посмотрим, как тут обстоят дела у структурных продуктов. Несомненным лидером в этом сегменте является Сбербанк: как по объёму выпуска, так и по числу наименований. Поэтому будет логичным изучить доходность инструментов подобного рода именно на его примере.
Как уже упоминалось, Сбербанк предлагает структурные продукты под общим названием – инвестиционные облигации Сбербанка (ИОС). Первое, что бросается в глаза на соответствующей странице сайта банка – лозунг: «Для тех, кто стремится к потенциально высокому доходу, но не готов рисковать». Чуть ниже приведены основные преимущества предлагаемых ИОС:
Выглядит довольно заманчиво.
На самом деле, любой профессиональный (и даже просто опытный) инвестор сразу заподозрит подвох. Дело в том, что в финансовой сфере есть непреложное правило: доходность напрямую зависит от рисков. Поэтому различные инструменты, предлагаемые банком, просто обязаны иметь близкую доходность: ведь они гарантируются одной и той же финансовой организацией. Никто не будет покупать облигации, если можно положить деньги на депозит того же банка, предлагающий более высокую прибыль.
На текущий момент, максимальная ставка, которую можно получить по вкладам Сбербанка, составляет чуть менее 6% годовых. Причём депозит с такими параметрами будет сопряжён с целым рядом ограничений. Одновременно на Московской бирже обращается несколько выпусков облигаций Сбербанка. Их доходность чуть выше 6% годовых. На этом фоне потенциальная доходность 10% по инвестиционным облигациям того же самого Сбербанка выглядит, мягко говоря, выбивающейся из общего ряда.
При пристальном рассмотрении обнаруживается сноска на мелкий шрифт внизу страницы. Оказывается, 10% – это всего лишь «негарантированная потенциальная доходность при позитивном сценарии». При негативном же сценарии прибыль будет равняться нулю: вернётся только вложенная сумма. Если приглядеться ещё внимательнее, то выяснится, что банк берёт комиссию за покупку ИОС, то есть доходность при негативном сценарии окажется даже отрицательной. Чтобы понять, что это за сценарии такие, придётся изучить предлагаемый продукт детальнее. Приступим.
Сбербанк предлагает населению четыре различных выпуска ИОС. Цена покупки одной бумаги любого выпуска – 1000 руб. Комиссия, взимаемая за сделку – 0,31% от суммы. На сайте Сбербанка не приведены точные параметры каждого выпуска, а просто рассчитана финальная доходность для различных вариантов изменения базового актива (с учётом комиссии). Пойдём таким же путём.
Базовый актив: акции компаний Disney Walt Co, Johnson & Johnson, Kimberly Clark, Nestle.
Срок инвестирования: два года (18.12.2019 – 17.12.2021). Каждые полгода выплачивается купон из расчёта 9% годовых, если по итогам периода цена ни одной из акций базового актива не упала более чем 5% от стартовой цены на 18.12.2019.
Сценарии Сбербанка:
Вывод: даже если предположить, что вероятность «правильного поведения» любой из компаний в каждом полугодии – 90%, вероятность реализации позитивного сценария составит всего 18,5%.
Базовый актив: акции ПАО «ГМК «Норильский никель».
Срок инвестирования: 3,5 года (23.12.2019 – 01.06.2023). В конце срока выплачивается доход, сумма которого зависит от средней цены акций Норникеля за период инвестирования.
Сценарии Сбербанка:
Вывод: при горизонте инвестирования 3,5 года на акциях Норникеля можно заработать значительно больше, используя консервативную дивидендную стратегию.
Базовый актив: курс доллара к рублю.
Срок инвестирования: один год (19.12.2019 – 21.12.2020). Раз в полгода выплачивается купон из расчёта 8,1% годовых. Однако в расчёте учитываются лишь те дни, в которых курс доллара находился в коридоре +3/-1 рубль от стартового курса на 19.12.2019. Другими словами, если стартовый курс доллара был 60 руб. (условно), то в зачёт пойдут только те дни, в которых курс составлял от 59 до 63 рублей.
Сценарии Сбербанка:
Вывод: инвестировать в стратегии, которые опираются на устойчивость российской валюты, в последние годы оказалось достаточно опрометчиво.
Базовый актив: индекс «Экономические Циклы» (Economic Cycles Index). Уже упоминалось, что структурный продукт можно привязать практически к чему угодно. Вот один из примеров. Этот индекс придуман самим Сбербанком и рассчитывается на основе корзины, состоящей из различных ETF. Если не вдаваться в детали, то индекс зависит от макроэкономических данных в США. За период 2011-2019 годов ежегодный рост индекса составлял примерно 16%.
Срок инвестирования: пять лет (20.12.2019 – 26.12.2024). В конце срока инвесторы получат прибыль, зависящую от значения индекса SBERECCY.
Сценарии Сбербанка:
Вывод: аналитики Сбербанка пробуют прогнозировать темпы роста мировой экономики в ближайшие пять лет.
Вот всё и встало на свои места. Чудес на свете не бывает: это те же 5-6%, только в другой обёртке. Здесь напрашивается аналогия с букмекерской конторой: её сотрудники рассчитывают коэффициенты выплат таким образом, чтобы выгода всегда была в пользу букмекера. То же самое наблюдается и в случае инвестиционных облигаций: аналитики Сбербанка подбирают такие финальные выплаты, чтобы математически ожидаемая доходность по ним не сильно отличалась от процентных ставок по вкладам.
Понятно, зачем структурные продукты нужны банку: расширение линейки инструментов, предлагаемых населению – это всегда хорошо. Ведь суть работы финансовых организаций и состоит в привлечении средств тем или иным способом с последующим их размещением в более выгодных местах. Открытым остаётся только вопрос: а зачем это нужно потенциальным инвесторам? Давайте посмотрим, может инвестиционные облигации удобнее в обращении, чем обычные депозиты или облигации (раз уж они не выгоднее).
Ничего подобного. Да, ИОС торгуются на Московской бирже, как и обычные облигации, но их ликвидность оставляет желать лучшего. По ним не всегда проходит и десяток сделок в день с мизерным объёмом. Этот факт косвенно свидетельствует о крайне низкой популярности структурных продуктов. Может также показаться, что целевая аудитория таких инструментов – люди, разбирающиеся в происходящем на фондовом рынке лучше аналитиков Сбербанка. Однако если инвестор уверен, что акции Норникеля сильно вырастут в ближайшие несколько лет, то он предпочтёт купить именно акции, а не ИОС на них.
Приходится признать, что никакими особенными достоинствами инвестиционные облигации Сбербанка не обладают, и вряд ли могут быть рекомендованы для «народных инвестиций». Их ожидаемая (не путать с потенциальной) доходность вполне сравнима с доходностью других инструментов (депозиты и облигации), предлагаемых банком. И если облигации Сбербанка легко и просто продать или купить на Московской бирже, то с ИОС это проделать довольно затруднительно из-за крайне низкой ликвидности.
На самом деле, то же самое можно сказать и о структурных продуктах других банков и брокерских компаний. Как уже упоминалось, на фондовом рынке величина прибыли жёстко связана с рисками, то есть с надёжностью той или иной компании. Это правило не знает исключений. Поэтому инструменты одной и той же финансовой организации, предлагаемые инвесторам, всегда будут иметь схожую доходность.