Что будет с нашими финансами: аналитики о тратах, накоплениях, ценах и прогнозах на будущее

На чем экономят россияне, а на что готовы продолжать тратить деньги, что будет с материальным положением людей и когда ждать пика безработицы, какие сферы пострадают от кризиса больше всего, а какие будут чувствовать себя уверенно. Рассказывают эксперты Финуслуг и Елена Быковская, директор по маркетинговой аналитике Media Instinct Group.

Материальное положение россиян улучшается. Причины – лето, усталость от новостей и падение ставок по кредитам

Самооценка материального состояния россиян начала падать с февраля 2022 года. К маю об ухудшении своего положения заявляло 43 против 33% в январе. На это повлияли сокращение реальных доходов, зарплаты и потеря работы.

Источник: ФОМ, города 100+, население трудоспособного возраста. Измерение инфляционных ожиданий и потребительских настроений на основе опросов населения

Источник: ФОМ, города 100+, население трудоспособного возраста. Измерение инфляционных ожиданий и потребительских настроений на основе опросов населения

Однако июньский опрос, проведенный «ИнФОМом» по заказу Центробанка, показал растущий оптимизм – 14% опрошенных заявили об улучшении финансового положения (против 10% в мае).

Растут оптимистичные настроения россиян и относительно своего будущего. Этому способствует традиционное летнее снижение тревожности (хорошая погода + отпуска), снижение ставок по кредитам и адаптация к новостной повестке. 

Ставки по кредитам действительно сильно упали, свидетельствуют данные аналитического центра Финуслуг: только в начале июля падение составило 4 процентных пункта.

ТВ-аудитория настроена даже более оптимистично: индекс потребительской уверенности 13–19 июня вырос на 1% для ТВ-зрителей, в то время как для YouTube зрителей упал на 38% (13–19 июня против 6–12 июня). Такие данные приводит Romir.

Источник: ФОМ, города 100+, население трудоспособного возраста. Измерение инфляционных ожиданий и потребительских настроений на основе опросов населения

Источник: ФОМ, города 100+, население трудоспособного возраста. Измерение инфляционных ожиданий и потребительских настроений на основе опросов населения

Укрепление рубля, не влияя напрямую на благосостояние россиян, также оказывает успокаивающее действие — люди меньше ждут сильного падения показателей в экономике.

Надолго ли сохранятся оптимистичные настроения

Уже с конца августа при сохранении текущей геополитической ситуации можно ожидать постепенное усиление пессимистических настроений. Помимо возвращения россиян к рабочей рутине, это будет связано с новой волной безработицы (по прогнозу Минэкономразвития ее годовой пик придется на третий квартал), усиливающимся дефицитом многих категорий товаров с высокой долей импорта и шоком от новых цен на подготовку детей к школе. Однако для возвращения к весенней напряженности потребуются сопоставимые новости.

Как россияне адаптируются к экономической ситуации

Поиск низкой цены — все еще главная стратегия адаптации в текущих условиях, но даже доля ее сторонников снизилась в июне относительно мая на с 33 до 28%. Другие способы поправить экономическое положение — реже делать покупки и запасаться впрок — также теряют популярность. Несмотря на выросшую в 1,5 раза с марта по апрель готовность отказаться от некоторых товаров и услуг, уже в мае и июне россияне стали позволять себе послабления (-13% относительно апреля 2022 года).

Источник: ФОМ, города 100+, население трудоспособного возраста. Измерение инфляционных ожиданий и потребительских настроений на основе опросов населения

Источник: ФОМ, города 100+, население трудоспособного возраста. Измерение инфляционных ожиданий и потребительских настроений на основе опросов населения

На что стали тратить больше, а на чем экономить

В июне наблюдалась стабилизация потребительских трат на уровне -7…-10% к прошлому году. На рост категорий, связанных с перемещением по городу и развлечениями вне дома (+54%), сильно влияют низкие значения прошлого года — в тот момент как раз шла очередная волна COVID-19, действовали различные ограничения на передвижения.  

Максимальное сокращение в июне год к году показали товары для обустройства жилья (-36...-56%), одежды и аксессуаров (-56%), а также лекарственных средств (-37%). Во многом это обусловлено высоким спросом на эти категории в марте и апреле, когда многие покупали товары впрок.

Источник: Сбериндекс, Росстат

Источник: Сбериндекс, Росстат

Как россияне распоряжаются свободными деньгами. Тренд на накопления

После окончания ажиотажного спроса на товары длительного пользования в мае россияне стали переходить в «энергосберегающий» режим. Эта тенденция несколько ослабела в июне 2022 года, но все еще остается трендом.

Источник: ФОМ, города 100+, население трудоспособного возраста. Измерение инфляционных ожиданий и потребительских настроений на основе опросов населения

Источник: ФОМ, города 100+, население трудоспособного возраста. Измерение инфляционных ожиданий и потребительских настроений на основе опросов населения

Это заметно и по поведению пользователей Финуслуг: в мае–июне, когда срок действия вкладов, открытых в начале весны по ставкам выше 20%, подошел к концу, и россияне искали способ нового вложения средств, более половины (65%) наших клиентов переложили деньги на повторные депозиты или открыли дополнительные вклады.

По данным Romir, люди уже со значительно меньшим энтузиазмом готовы запасать товары первой необходимости, скупать бытовую технику или планировать путешествие.  

Здоровье и лечение — традиционно менее уязвимая статья семейного бюджета, на ней экономят в последнюю очередь. К тому же в ожидании возможных перебоев с медикаментами и товарами медобслуживания россияне поспешили пройти плановые процедуры — например, посетили стоматолога.

При этом уже к середине июня люди стали реже тратиться на готовую еду (как в ресторане, так и из магазинов и доставки), а также на дорогостоящие покупки — автомобили и недвижимость.

Источник: Romir, «М – Пульс»

Источник: Romir, «М – Пульс»

Источник: Romir, «М – Пульс»

Источник: Romir, «М – Пульс»

Что будет дальше

Несмотря на оптимистичные настроения лета 2022 года, значимый пересмотр трат некоторых категорий все равно сохранится в масштабах года. Обратимся к опытам проживания прошлого периода рецессии: по данным мониторинга НИУ ВШЭ, в 2015-м доля доходов, откладываемых на черный день, выросла в два раза год к году — до 14,1 против 6,9% в 2014 году.

Когда начнет реализовываться отложенный спрос на крупные покупки, типа недвижимости, машин, техники и т. д.?

  • Недвижимость. После понижения ключевой ставки отложенный спрос начал частично реализовываться, но до восстановления продаж на рынке еще далеко.  

Подавляющее большинство респондентов (68,5%) ждут летнего снижения цен на недвижимость, доля сторонников таких прогнозов выросла на 10,7 п. п. на начало июня по сравнению с мартовскими замерами, по данным аналитического портала «Индикаторы рынка недвижимости IRN.ru».

В ожидании падения цен на квартиры россияне сконцентрировались на благоустройстве дач — второй месяц подряд растет доля респондентов, инвестировавших в ремонт жилья, дома, дачи (+16% в июне 2022 года). Ожидаемый горизонт оживления рынка — сентябрь 2022-го при оптимистичном сценарии развития геополитических событий.

  • Автомобили. Водители также замерли в ожидании. Весенний рост цен, даже с учетом последующей коррекции, составил ~30%, продажи драматически обрушились до -90%.  

После снижения ключевой ставки часть покупателей вернулись к идее покупки машины в кредит. Также свою роль сыграла стабилизация цен на автомобили как в сегменте новых машин, так и авто с пробегом. Поддерживающим фактором может послужить и выделение Минпромторгом более 20 млрд рублей на поддержку спроса в автопроме (средства пойдут на автокредитование, льготный лизинг) и снижение пошлин на ввозимые иномарки.  

Тем не менее запущенный в мае 2022 года параллельный импорт пока не работает в масштабах страны и вряд ли в ближайшее время решит проблему дефицита, нося, скорее, точечный характер. Для ряда потребителей цены на западные бренды по-прежнему слишком высоки, спрос будет смещаться в сторону китайских авто и авто с пробегом. Предполагаемый срок восстановления спроса — 2023-2024 гг.

  • Крупная бытовая техника и электроника. Спрос на эти категории после ажиотажа в марте–апреле также просел. 36% покупателей, по данным Ipsos Comcon, отказались от приобретения товаров из этих категорий за последние три месяца, что иллюстрирует повторяющийся паттерн кризиса 2015 года — тогда 37% также отказались от новой техники.

Рациональные потребители стараются избежать трат на покупку: так, спрос на услуги по ремонту бытовой техники вырос на 43%, по данным аналитиков «Авито Услуги».  

Частичное возобновление спроса в случае реализации оптимистичного политико-экономического сценария ожидается осенью 2022 года, но только при условии массового налаживания каналов параллельного импорта. Люди вернутся из отпусков и будут вынуждены адаптироваться к новому уровню цен.

Какие рынки товаров и услуг ждет падение или стагнация из-за падения спроса?

Долгосрочные и среднесрочные прогнозы по рынкам товаров и услуг определяются как внешними факторами — санкциями западных стран и уходом ряда компаний из России, так и внутренними — падением реальных доходов населения и сменной потребительских сценариев поведения.  

Максимальное падение по итогам 2022 года, согласно докладу Германа Грефа на ПМЭФ, продемонстрируют торговля и ремонт автотранспорта (-17,8%), рынок недвижимости (-22%), финансы и страхование (-11%).  

С долгосрочными последствиями столкнутся игроки категории авиасообщения, туризма. Кроме того, потери понесет индустрия развлечений — ресторанный бизнес из-за подорожавших продуктов и торговые центры за счет ухода многих брендов одежды и обуви и уже очевидного дефицита киноконтента в кинотеатрах.  

При этом другие формы ретейла чувствуют себя более уверенно — например, дискаунтеры демонстрируют положительную динамику с начала весны.

Наиболее устойчивые категории — защитные секторы экономики: товары повседневного спроса, ретейл, фарма. Финансовая отрасль и телеком также входят в пул важных услуг для потребителя.  

В долгосрочной перспективе вернет лояльность финансовая отрасль, подточенная санкционными ограничениями и последовавшим дискомфортом.  

Определенный потенциал для роста имеют непродовольственные товары с небольшим средним чеком — косметика, сладости, аксессуары и недорогие предметы одежды, мелкая бытовая техника и гаджеты.  

Это обусловлено так называемым «эффектом губной помады» — сталкиваясь с экономическим кризисом, потребители более склонны покупать мелкие предметы роскоши и товары импульсного спроса, которые дарят эмоции и помогают примириться с оскудевшей потребительской корзиной.

Аппендикс 1. Новостная повестка и интерес россиян

Темы и события, интересующие россиян. Сравнение

Значимость ВСО России на Украине падает (с 51 до 36%). В конце июня — начале июля максимальная доля «затрудняюсь ответить» — потребитель выпадает из новостной повестки или не может вспомнить значимых событий (с 39 до 52%), новости из области шоу-бизнеса на втором месте. Санкции и негативное влияние ВСО на международные отношения России интересуют больше, чем собственное благосостояние (повышение пенсий, зарплат, пособий)

2. Восстановление спроса на потребительские кредиты — в количестве, но не в объеме

  • ВТБ: + 40% в мае–июне
  • «Уральский банк реконструкции и развития»: +208% май vs апрель 2022 года и x3,5 vs март  
  • «Хоум Кредит»: 12% граждан заявили о желании взять заем в июне vs 8% в апреле  
  • РНКБ: х1,5 в мае vs март, выход на докризисный уровень в июне
  • «ДОМ.РФ»: в мае объем заявок практически вернулся к значениям начала года

У ВТБ, ГПБ, ФК «Открытие», «Почта-банка», ПСБ и «Совкомбанка» процентные ставки на кредиты наличными сейчас начинаются от 9,9%, что в 1,7 раза ниже среднего уровня ставок в крупнейших банках в середине апреля.  

В июне выдан 1 млн POS-кредитов на 22,5 млрд рублей. Это на 24,3% больше в штуках, чем месяцем ранее. Но средний чек упал на 19,1%, до 22 200 рублей.

https://www.kommersant.ru/doc/5448723

https://www.kommersant.ru/doc/5448723

3. Индекс потребительской уверенности (Romir)

Расчет индекса базируется на двух вопросах, в первом из которых предлагалось оценить текущую экономическую ситуацию в стране, а во втором — дать оценку тому, насколько экономическая ситуация в ближайшем будущем улучшится или ухудшится. Индекс представляет собой нормированный процент людей, оценивающих текущие экономические условия («оптимисты» минус «пессимисты»), плюс процент людей, утверждающих, что экономика «становится лучше» минус «ухудшается». Индекс нормируется в значении от -100 до +100. 

Если пока не планируете отказываться от кредитов, посмотрите, на каких условиях вам одобрят кредит банки.