Блокировка карты. Причины, поводы, ситуации

Отметим, что блокировка карты не означает блокировку счёта. Если проблема только с «пластиком», обычно клиент банка сохраняет доступ к собственным средствам. Снятие доступно в кассе по паспорту.

Также держатель «кредитки» не освобождается от внесения обязательных платежей. Делать это можно в офисе или безналичным перечислением. Кстати, при заблокированной карте скорее всего останется доступ в интернет-банк. Тем не менее, приостановка функционала «пластика» порой чревата большими неприятностями.

По состоянию на апрель 2016 года законодательство данной области не до конца регулирует все ситуации.

Ожидается, что вскоре полномочия банков в этом отношении уточнят. Речь идёт о готовящихся поправках к закону «О национальной платежной системе» N 161-ФЗ от 27.06.2011. А пока следует руководствоваться условиями текущих договоров.

Блокировка из-за нарушения условий по «кредитке»

Распространённым случаем блокировки карты является нарушение условий использования кредитного лимита. Несвоевременное внесение обязательных платежей или сверхлимитная задолженность часто ведут к приостановке обслуживания. Причём, произойти это может совершенно случайно.

  1. При конвертации. Как правило, окончательный расчёт суммы списания в рублях происходит через пару дней после операции. Из-за курсовых колебаний эта сумма бывает выше первоначально зарезервированной на карте. Если счёт заёмщика и так уже пуст, задолженность уйдёт в сверхлимитный минус. Даже если клиент оперативно пополнит карту, на разблокировку нередко требуется время.
  2. При автоматических списаниях. Часто банки списывают ежемесячную плату за обслуживание, sms-оповещения и другие сервисы даже при пустом счёте. Последствия этого аналогичны первому примеру.
  3. При технических сбоях. Средства, внесённые не напрямую в кассу, в отдельных случаях «зависают» и не доходят вовремя. Так иногда происходит, например, при безналичных переводах через иные банки или использовании терминалов. Усугубляет ситуацию отсутствие sms-оповещений, без которых заёмщик не всегда вовремя реагирует на проблему. Эмитент «кредитки», не получив обязательный платёж, блокирует карту.

Бывает, что заёмщик ошибается сам. Вносит неверную сумму наличных средств, неправильно указывает реквизиты при перечислении и так далее. Увы, невнимательность тоже ведёт к неприятным последствиям.

Сомнительные операции

Причиной блокировки карт нередко становятся сомнения банка:

  • в том, что карта и счёт полностью контролируется держателем;
  • в том, что операции по карте законны.

В последнем случае финансовые институты в основном обосновывают свои действия следующими нормативными документами.

  • Инструкция «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)» и некоторые Положения Центрального банка РФ.
  • Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Что касается документов ЦБ, то на их основании банки пресекают использование карты для предпринимательской деятельности. Поводом, в частности, могут послужить многочисленные безналичные пополнения от разных лиц.

С точки зрения Федерального закона финансистов часто интересуют поступления крупных сумм с последующей обналичкой.

Потерю контроля над «кредиткой» банки начинают подозревать по следующим основаниям.

  • Перевод средств на электронные кошельки.
  • Оплата товаров и услуг за рубежом.
  • Частое повторение похожих операций.
  • Трёхкратное введение неверного ПИН-кода.
  • Другие ситуации, отнесённые эмитентом к подозрительным.

Каждый банк устанавливает собственные «критерии сомнительности» по операциям с картой. Заметим, что ошибочная (необоснованная) блокировка по описанным основаниям не всегда обходится без последствий. Некоторые клиенты оспаривают такие решения в суде, добиваясь компенсаций.

Другие причины блокировки

В числе таковых стоит выделить:

  1. Решение суда. Но речь необязательно идёт о заключительном судебном акте. Блокировка карты иногда становится обеспечительной мерой по ходатайству стороны текущего разбирательства.
  2. Компрометация. Бывает, что выявленные мошеннические действия касаются конкретной точки продаж или банкомата. Тогда финансисты могут заблокировать все карты, которые «засветились» на данной точке из соображений безопасности. Есть и иные прецеденты такого рода.
  3. Недостоверная информация от клиента. В частности, при подаче заявки на кредитную карту заёмщик предоставляет определённые сведения и документы. На их основании эмитент принимает решение о выпуске «кредитки». Выявленный впоследствии обман является основанием для приостановки действия карты.

Но в целом, вряд ли получится дать исчерпывающий список причин приостановки функционала «пластика». Статья оговаривает лишь основные варианты.

Блокировка бывает разная

Банки по-разному выстраивают свою политику в отношении блокировки карт. Но чаще всего такая мера сопровождается попытками связаться с клиентом. При этом приостановление операций может происходить автоматически или в ручном режиме. Каждый финансовый институт имеет собственный алгоритм действий.

К сожалению, блокировка далеко не всегда оказывается оправданной и порой влечёт нарушение прав держателя карты.

В таких эпизодах клиент имеет полное право обратиться за защитой своих интересов в контролирующие или судебные органы. Однако бдительность финансистов иногда приносит и пользу, помогая защитить средства на счёте от мошенников.