Тарифы ОСАГО в 2018 году

Тарифы по обязательному страхованию автогражданской ответственности формируются исходя из базовых ставок и коэффициентов, утверждаемых Центробанком. Последний уполномочен по мере необходимости пересматривать данные величины.

При этом если в отношении коэффициентов устанавливаются чёткие значения, то для ставок предусмотрен допустимый диапазон. В рамках этого диапазона страховые компании вправе самостоятельно регулировать свою ценовую политику.

Как следствие, при одинаковых параметрах договора стоимость услуги у разных организаций может отличаться. Размеры базовых ставок игроков рынка являются открытой информацией и должны публиковаться ими на официальных сайтах. Ссылки на соответствующие сведения размещаются порталом Российского союза автостраховщиков (РСА). Это позволяет при желании самостоятельно рассчитать страховой тариф по полису.

Структура тарифов

Банк России официально структурирует назначение взносов, собираемых по «автогражданке». Согласно требованиям, 20% полученных сумм выделяются на ведение деятельности по ОСАГО. 3% должны отчисляться в резервы РСА для компенсационных выплат, из которых 2% – на урегулирование страховых случаев за ушедших с рынка участников, а 1% – на возмещение ущерба жизни и здоровью, причинённого незастрахованным или неустановленным виновником дорожно-транспортного происшествия.

77% предназначены для осуществления текущих возмещений по заключённым договорам. Последняя цифра нередко становится поводом для споров на предмет обязанности страховщиков (или отсутствия таковой) выплачивать не менее 77% от сборов по заявленным страховым событиям. Однако пока уточняющие нормативные положения на этот счёт отсутствуют, и при меньшей доле выплат компании используют остающиеся средства по своему усмотрению.

Максимальные тарифы «автогражданки»

Тарифы ОСАГО 2018 года не могут превышать максимальных значений, закреплённых законодательно. Эти расчётные величины привязаны к ряду параметров оформляемой страховки и варьируются в пределах широкой «вилки». Верхняя граница размера страховой премии по договору автогражданской ответственности зависит от:

  • места регистрации собственника машины;
  • базовой ставки;
  • применения коэффициента КН, отражающего наличие определённых нарушений со стороны страхователя (автовладельца, водителя) и увеличивающего расчётную премию на 50%.

Если КН не применяется, плата за ОСАГО не может превышать базовую ставку, умноженную на территориальный коэффициент (КТ), более чем в три раза. При применении КН – более чем в пять раз. То есть, даже если рассчитанная с учётом всех применяемых коэффициентов сумма премии получается больше, цена устанавливается равной максимально допустимой величине.

Обоснована ли цена ОСАГО?

С точки зрения статистики

Средняя стоимость ОСАГО в последнее время составляет около 6 тыс. рублей. Средняя компенсация ущерба колеблется в пределах 60 – 80 тыс. «деревянных». Но понятно, что страховые организации платят далеко не по каждому полису. В год заявляется примерно 2,5 млн убытков по «автогражданке», а полисов оформляется около 40 млн. Получается, что на каждый страховой случай приходится примерно 16 страховок.

Таким образом, доля выплат страховщиков по ОСАГО ориентировочно составляет 70% от поступлений.

К данному результату справедливо добавить 3%, уходящие на компенсационные выплаты (о них рассказывалось ранее). Подобные изыскания не претендуют на безоговорочную точность, но их вполне достаточно для некоторых выводов. По многочисленным мнениям, остающихся средств должно с лихвой хватать компаниям на осуществление профильной деятельности. В то же время, уровень убыточности по многим другим видам страхования значительно ниже 70% (или даже 73%), полученных нами.

С точки зрения социальной справедливости

Пожалуй, единственной социальной «поправкой» в отношении тарифов «автогражданки» является компенсация 50% стоимости полисов на автомобили, использующиеся инвалидами по медицинским показаниям. Хотя формально тарифы здесь не при чём: речь идёт не о понижающем коэффициенте, снижающем цену услуги, а о финансовых обязательствах государства. Граждане прочих льготных категорий оформляют ОСАГО на общих основаниях.

Тем не менее, идеи по социальному совершенствованию системы определения стоимости продукта периодически появляются. Они предлагаются как автолюбителями, так и официальными структурами.

В числе прочих здесь стоит выделить, например, инициативу об отмене коэффициента мощности двигателя. В обоснование приводится довод, что аккуратность водителя не зависит от характеристик авто. Также интересно предложение о привязке тарифов к количеству нарушений правил дорожного движения.

Алгоритм расчёта цены ОСАГО

Центробанк устанавливает для расчёта тарифов ОСАГО базовые формулы, которые включают в себя различные наборы составляющих. Порядок определения стоимости услуги учитывает тип автовладельца (физическое или юридическое лицо), место регистрации (РФ или иностранные государства), категорию транспортного средства. Всего по состоянию на 2018 год выделяется 12 соответствующих формул.

Впрочем, сама логика алгоритма математических манипуляций при этом всегда одинакова. Поэтому специалисты страховых компаний часто не разделяют общий порядок расчёта на отдельные вариации, держа в памяти актуальные наборы множителей для каждой комбинации «вводных». Страхователям же проще воспользоваться калькулятором ОСАГО, позволяющим рассчитать результат меньше чем за минуту.

ОСАГО с экономией до 78%

Рассчитаем стоимость ОСАГО в 16 страховых компаниях. Покупка полиса в несколько кликов, без комиссии, офисов и курьеров.

Читайте также