Судебный рейтинг страховых компаний на 2020 год

Частота судебных споров компании с клиентами позволяет судить о качестве обслуживания при наступлении страхового случая. Вряд ли кого-либо обрадует перспектива получения денег в судебном порядке, ведь страховой случай и без того является стрессовой ситуацией.

Судить про отношение страховщиков к клиентам можно, сопоставив количество заявленных страховых событий, то есть обращений за выплатой, с количеством судебных дел, в которых участвовала страховая компания. При составлении таблицы с частотой судебных тяжб были использованы официальные данные Центробанка России по всем заявленным страховым событиям, включая ОСАГО, и сведения о судебных делах, находящиеся в открытом доступе в сети «Интернет».

Как часто страховые компании судились в 2019 году?

Страховщики в таблице выстроены по количеству заявленных убытков. Например, «СОГАЗ» в прошедшем году получил 27 миллионов заявлений на выплату, что на 20 миллионов больше ближайшего преследователя – «Росгосстраха». Однако по соотношению выплат и судебных тяжб у «СОГАЗ» один из лучших показателей на рынке – клиенты страховщика обращаются в суд менее чем в 0,03% случаев.

Таблица. Частота судебных споров в 2019 году по страховым компаниям, входящих в ТОП-40 по выплатам

НазваниеЗаявления
на выплату, шт.
Судебные дела
с участием
страховщика, шт.
Частота
судебных
споров, %
АО «СОГАЗ»27 297 9387 4930,03
ПАО СК «Росгосстрах»7 609 87719 8070,26
СПАО «Ингосстрах»6 957 3055 7960,08
АО «АльфаСтрахование»5 564 9727 2140,13
СПАО «РЕСО-Гарантия»4 924 6827 7770,16
ООО «СК «Согласие»2 156 68137 9141,76
АО «МетЛайф»619 2122870,05
САО «ВСК»554 7925 6881,03
АО «Группа Ренессанс Страхование»535 8632 0270,38
САО «ГЕОПОЛИС»455 63610,00
ООО СК «Альянс Жизнь»339 2202740,08
АО «МАКС»304 0602 2210,73
ООО СК «ВТБ Страхование»269 6734 0901,52
ООО «СК «Капитал-полис»247 852100,00
ООО СК «Сбербанк страхование жизни»172 6481 2830,74
ООО «Страховая компания «СДС»155 8681660,11
ОАО «ЧСК»145 36020,00
ПАО «САК «ЭНЕРГОГАРАНТ»116 5507140,61
ООО «Капитал Лайф Страхование Жизни»112 4033580,32
ПАО «АСКО-СТРАХОВАНИЕ»111 2801 2081,09
АО «ГСК «Югория»110 0961 3951,27
АО «Либерти Страхование»103 7414190,40
ООО «НСГ «Росэнерго»90 9421 7451,92
АО «ЕРВ Туристическое Страхование»78 8911370,17
ООО «АльфаСтрахование-Жизнь»74 6324720,63
САО «Медэкспресс»69 232400,06
АО СК «БАСК»67 263860,13
ООО СК «Сбербанк страхование»62 5521 6862,70
САО «Надежда»55 4171 5302,76
ООО «СМО «Спасение»54 80240,01
АО «СК ГАЙДЕ»54 4823720,68
АО «Тинькофф Страхование»46 8152 6625,69
ООО СМК «АСТРА-МЕТАЛЛ»45 219100,02
ООО «Зетта Страхование»44 6354731,06
ООО СМК «УГМК-Медицина»44 08370,02
ООО СК «Независимая страховая группа»40 5112 3535,81
АО «СК «ПАРИ»38 053600,16
ООО «СК «АК БАРС-Мед»37 615110,03
САО «ЭРГО»34 2905731,67
ООО «Абсолют Страхование»33 1003301,00

Худший показатель по соотношению судов и заявлений на возмещение ущерба у «Независимой страховой группы» и «Тинькофф Страхования». Клиенты эти компаний подают исковые заявления более чем в пяти процентах случаев.

За ними следуют страховые компании:

  • «Надежда» (принадлежит «АльфаСтрахованию»);
  • «Сбербанк страхование»;
  • «НСГ Росэнерго»;
  • «Согласие»;
  • «ЭРГО»;
  • «Согласие»;
  • «ВТБ Страхование.

Но даже в их случае показатель достаточно низок.

Один-два процента судебных дел на десятки, а то и сотни тысяч заявлений на выплату можно считать нормальной практикой.

Невозможно добиться того, чтобы все без исключения клиенты были довольны условиями страхования и качеством обслуживания.

Как изменилось за год соотношение судов и выплат?

В целом по рынку количество судебных тяжб существенно снизилось. Конечно, это говорит и о работе страховщиков по улучшению качества обслуживания клиентов, но по большей части кардинальное изменение статистики связано с началом работы финансового уполномоченного по страховым делам (страхового омбудсмена).

Сегодня по ряду дел нельзя сразу обратиться в суд, сначала нужно подать заявление страховому омбудсмену. В частности, это правило касается всех дел по автогражданке и некоторых случаев по КАСКО. Соответственно, часть нагрузки с судов снял финансовый уполномоченный.

По итогам 2020 года количество судов с участием страховых компаний снизится еще больше. Страховой омбудсмен начал работу летом 2019 года, и только начинает работать в полную силу. В перспективе вся нагрузка по спорам между страховщиками и их клиентами ляжет на омбудсмена, исключая особо сложные дела.

Как часто омбудсмену жалуются на страховщиков?

К сожалению, пока финансовый уполномоченный не предоставляет статистику обращений с разбивкой по компаниям, поэтому сложно судить, на кого именно чаще всего жалуются клиенты.

Страховщикам крайне невыгодны жалобы клиентов омбудсмену.

Дело в том, что содержать уполномоченного должны страховые компании. Чем больше обоснованных претензий от клиентов, тем больше компания обязана будет перечислить денег омбудсмену.

Данный факт позволяет надеяться на существенное улучшение качества обслуживания при обращении за возмещение ущерба, что особенно актуально в сегменте автострахования, одном из крупнейших по количеству клиентов-физлиц на сегодня.

Как подать жалобу омбудсмену?

Для обращения с жалобой к финансовому уполномоченную нужно подать заявление через его официальный сайт https://finombudsman.ru. Перед этим необходимо направить претензию в страховую компанию, форма претензии и инструкция по её заполнению размещены на сайте омбудсмена.

Важно соблюдать подобный порядок, ведь в противном случае финансовый уполномоченный откажет в приеме жалобы на законных основаниях, что приведет к существенной потере времени.