Регресс по ОСАГО: опыт реальных судебных дел

Виновники дорожных аварий даже при наличии автостраховок не защищены от исков о возмещении ущерба. Разбираемся, когда страховщик вправе обратиться с регрессом по ОСАГО, и что делать, если это произошло.

Что такое регресс

Представьте ситуацию: случилось ДТП. Как и положено, виновник вовремя известил страховщика по ОСАГО, участвовал в урегулировании убытков, а потерпевший получил выплату по страховке. Всё кончено и забыто.

Но однажды в почтовом ящике оказывается «‎письмо счастья»‎: страховая требует возместить часть ущерба, а то и всю стоимость ремонта. Это и называется регрессным требованием к виновнику ДТП.

Случаи, когда это возможно

Регрессный иск можно получить в течение трёх лет после аварии, если нарушить условия договора со страховщиком или если сумма ущерба больше установленного законом лимита (400 тыс. рублей по имуществу).

Типичные примеры:

  • страховщику не сообщили вовремя об аварии и не предоставили машину для осмотра;
  • виновник не направил страховой компании экземпляр заполненного совместно с потерпевшим бланка извещения;
  • водитель сел за руль без прав, совершив в итоге ДТП;
  • состояние алкогольного, наркотического опьянения во время происшествия;
  • отказ от освидетельствования сразу после аварии или бегство с места ДТП;
  • ущерб был нанесён умышленно (например, страхователь гнался за кем-то);
  • машина была сломана и ею нельзя было управлять.

По этим же основаниям страховщик может отказать в выплате. В этом случае с иском к виновнику обратится потерпевший и платить придётся из своего кармана.

Ключевое слово в вопросе регрессных требований: наличие вины страхователя.

Нет доказанной вины (решения суда о привлечении к административной ответственности, европротокола) – нет регресса.

С чем сталкиваются владельцы ОСАГО в России

Мы изучили более двух десятков дел крупнейших страховщиков, которые подали в суд на клиентов. Претензии чаще всего связаны с тем, что страхователи нарушают условия договора ОСАГО.

Примеры, когда клиенты проигрывают (статистика дел за ноябрь-декабрь 2020 года):

  • «Группа Ренессанс Страхование» отсудила у виновницы ДТП всю сумму ущерба (100 тыс. рублей). Являясь членом семьи страхователя она взяла его машину и попала в аварию. Женщина не была включена в число лиц, допущенных к управлению авто по ОСАГО. Поэтому суд встал на сторону страховщика и дело она проиграла. Аналогичное решение было принято и по иску компании «ВСК», которая, ссылаясь на пункт «д» статьи 14 закона об ОСАГО, требовала возместить выплаченную сумму в размере более 100 тыс. рублей от виновника аварии, не включенного в полис.
  • «Ингосстрах» отсудил 129 025 рублей у клиента, который купил ОСАГО, но при его оформлении не сообщил, что намерен использовать автомобиль как такси. Соответственно за страховку заплатил меньше, хотя рисковал больше. В результате после аварии страховщик обратился с регрессом и выиграл дело.
  • «ВСК» отсудила 57,9 тыс. рублей у клиентки, которая была виновна в ДТП и скрылась с места происшествия. «МАКС» также заставил выплатить виновника аварии 173 000 рублей, поскольку он не был включён в число лиц допущенных к управлению, и, будучи пьяным, совершил наезд на чужой автомобиль.
  • «Югория» выиграла дело, потому что страхователь не отправил страховщику в течение 5 дней извещение об аварии. В итоге ему пришлось заплатить регресс в размере 45,8 тыс. рублей. С этой же проблемой столкнулся и клиент «Согласие». Несмотря на то, что ему была направлена и вручена лично телеграмма о необходимости представить авто для осмотра, он этого не сделал. В итоге компания взыскала с него через суд 54,1 рублей.

Что делать, если грозят иском?

Если страховщик прислал претензию с требованием оплатить ущерб в короткие сроки, это ещё не катастрофа. Хотя, скажем честно: статистика выигранных дел по регрессным искам почти всегда в пользу страховых компаний.

Если иск уже подан необходимо:

  1. Проанализировать шансы на выигрыш и обеспечить себя доказательствами виновности страховщика в неуведомлении, завышении ущерба и других нарушениях.
  2. Если доказательств нет и вина налицо, лучше всё же обратиться к опытным адвокатам, чтобы оспорить размер ущерба и хотя бы немного уменьшить сумму выплаты.

Не стоит игнорировать судебные заседания – боритесь до последнего и обжалуйте решения суда.

Как показал анализ дел клиенты выигрывают у страховщиков только если им удастся доказать, что компания не исполнила обязательства. Например, «Росгосстрах» проиграл суд в районном суде Рязани. Страхователь доказал, что  по месту регистрации уведомление о необходимости осмотра автомобиля от страховщика не получал. Значит договора ОСАГО не нарушал. Суд счёл доводы убедительными. Если бы этого не произошло, пришлось бы компенсировать ущерб в размере 58 276 рублей.

Не приветствуют судьи также распределение вины между страхователем и лицом, которое во время аварии находилось за рулём. К примеру, «Либерти Страхование» требовало распределить в этом случае степень вины соответственно – как 10 % и 90%. Суд в этой части отказал компании, возложив обязанность компенсировать ущерб только на виновника происшествия.

Чтобы минимизировать риски, желательно ещё до подписания изучить текст договора ОСАГО хотя бы в разделе, где описываются обязанности страхователя. Нужно соблюдать все сроки процедуры урегулирования убытков, посылать извещение о ДТП (в нём указывается вина одной из сторон, поэтому этот документ важен), предоставлять машину для осмотра.

Если планируется предоставлять автомобиль другим лицам, то их необходимо включить в полис или оформить ОСАГО мультидрайв. Большая часть регрессов связана именно с тем, что за рулём во время аварии находились посторонние лица.

Читайте также