Как правильно оценить надежность подержанных деталей при ремонте по ОСАГО?

В соответствии с действующим законодательством в сфере ОСАГО, поврежденный автомобиль в любом случае направляется страховой компанией на ремонт на партнерскую СТОА.

В законе прописана возможность установки подержанных деталей, чтобы автовладельцу не приходилось доплачивать разницу между стоимость новой детали и подержанной, которая была повреждена.

Есть, правда, ряд исключений, когда выплата в любом случае осуществляется деньгами. Если легковым автомобилем владеет гражданин Российской Федерации, то возмещение ущерба в форме денежной выплаты осуществляется в случае:

  • причинения средней тяжести или тяжкого вреда здоровью потерпевшего (если он сам выберет денежную выплату);
  • конструктивной гибели транспорта;
  • смерти потерпевшего.

Кроме того, на выплату деньгами вправе рассчитывать инвалиды, в том числе дети-инвалиды, которые пользуются транспортом на основании медицинских показателей.

Однако большая часть участников дорожно-транспортных происшествий на территории России под эти критерии не подпадает. А значит таких автовладельцев ждет ремонт. И здесь возникает вопрос качества деталей, которые будут установлены взамен поврежденных.

Небольшая ремарка

Если страховая компания не имеет договоров с СТОА, осуществляющими ремонт транспортных средств в рамках договоров ОСАГО, то потерпевший вправе самостоятельно выбрать автосервис, предварительно согласовав его с сотрудниками страховой компании, или запросить денежную выплату.

Какие детали ставят вместо поврежденных при ремонте авто по договору ОСАГО?

Нужно оговориться, что бывшие в употреблении детали делятся на несколько типов. В основном это либо обычная запчасть с автомобильной разборки, например, с машины, тотально поврежденной в результате ДТП, либо деталь контрактная. Разница между ними в том, что в первом случае автовладелец не может судить о качестве детали, так как к ней не прилагается никакой документ.

К контрактной же детали всегда прилагается документация.

В зависимости от ситуации в такой документации могут быть сведения не только о техническом состоянии детали, но и об истории транспортного средства, с которого ее сняли. Естественно, лучше приобретать и устанавливать такие запасные части. Как правило, контрактные детали поставляются с японского рынка.

Однако даже если деталь не контрактная, это не значит, что она низкого качества и несет опасность при эксплуатации. Установка восстановленных деталей для качественных СТОА – дело обычное. Часто после обработки такой детали мастером она становится надежней заводской.

Считается, что редукторы, рулевые рейки, пластик кузова, электронные элементы, части тормозной системы, а также оптика лучше поддаются восстановлению, нежели другие детали.

Большая часть собственников транспорта не в состоянии оценить качество и ресурс подержанной детали, которую СТОА планирует установить на автомобиль. Поэтому желательно еще до ее установки попросить знакомого автомеханика вместе съездить на СТОА, чтобы оценить, насколько надежна деталь, а также насколько она подходит данному транспортному средству.

Как бороться со страховой компанией при установки некачественных запчастей?

СТОА и собственник транспорта не имеют договорных обязательств, поэтому при установке некачественных деталей или просто браке в работе автовладелец не сможет предъявить автосервису никаких претензий. Такие претензии необходимо направлять в страховую компанию, ведь именно она имеет договор с СТОА.

При подозрениях на то, что установлена некачественная деталь, нужно немедленно прекратить эксплуатацию автомобиля, после чего следует обратиться в независимую экспертизу. В дальнейшем машина опечатывается, а страховой компании направляется уведомление о том, где и когда будет произведен демонтаж подозрительной детали.

Если по результатам экспертизы окажется, что в автосервисе действительно установили на машину некачественную деталь, то автовладельцу нужно действовать так:

  1. Направить в страховую компанию письменную досудебную претензию с требованием заменить деталь на качественную.
  2. При отсутствии реакции со стороны страховой компании, как чаще всего бывает, нужно нанять юриста и обратиться к финансовому уполномоченному (страховому омбудсмену).

При этом речь будет идти уже не о ремонте поврежденного транспортного средства, а о денежной выплате, достаточной, в соответствии со справочниками запчастей РСА, для приведения автомобиля в тот вид, в котором он был до момента дорожного происшествия.

Кроме того, собственник транспорта вправе потребовать от страховой компании выплаты 50-процентного потребительского штрафа, оплаты услуг юриста, а также возмещения ущерба за пользование чужими деньгами.

Как гарантированно качественно отремонтировать машину?

Варианта здесь два. Собственник машины может попросить направить его на определенную СТОА, сотрудникам которой доверяет. Как правило, страховые компании соглашаются на этот вариант в регионах, где у них практически нет действующих договоров со станциями технического обслуживания автомобилей.

Если такой возможности нет, то нужно досконально изучить репутацию СТОА, куда автовладельца направляют сотрудники страховой компании. Причем именно применительно к сфере ОСАГО, ведь по договорам КАСКО обычно ставят новые детали. Для этого можно изучить отзывы о работе СТОА в Интернете, поинтересоваться ее репутацией у друзей и знакомых, которые уже имели опыт сотрудничества с этим автосервисом.

При малейших подозрениях в недобросовестности СТОА стоит настаивать в страховой компании на смене ремонтной мастерской. При этом диалог стоит строить в конструктивной форме, ведь часто сотрудники отделов выплат начинают чинить всяческие препятствия к возмещению ущерба клиентам-скандалистам. Таких граждан как минимум ждет максимально возможный срок рассмотрения убытка.

ОСАГО с экономией до 78%

Рассчитаем стоимость ОСАГО в 16 страховых компаниях. Покупка полиса в несколько кликов, без комиссии, офисов и курьеров.

Читайте также