Финансовый омбудсмен. Как правильно жаловаться на страховую компанию?

Российские суды перегружены исками автовладельцев к страховым компаниям. Для разрешения сложившейся ситуации государство решило ввести институт финансового уполномоченного. Именно этот специалист теперь решает споры между страховщиками и их клиентами.

Данный порядок урегулирования споров действует с 1 июня 2019 года. Если страховая компания отказывается удовлетворить требование клиента по договору КАСКО, ОСАГО или ДСАГО, перед обращением в суд необходимо подать жалобу финансовому уполномоченному (омбудсмену).

Деятельность этого специалиста регулируется действующим законодательством, в частности Федеральным законом «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» № 123-ФЗ от 4 июня 2018 года. В соответствии с этим документом, омбудсмен рассматривает споры между страховщиками и их клиентами-физлицами, получившими страховую услугу в целях, которые не связаны с предпринимательством.

По КАСКО и ДСАГО имущественные требования не должны превышать полмиллиона рублей, по ОСАГО – в пределах лимита ответственности по договору.

Как правильно подать жалобу страховому омбудсмену?

При подаче жалобы финансовому уполномоченному должен соблюдаться существующих порядок урегулирования споров, предусматривающий обязательное направление в адрес страховой компании претензии. При отсутствии ответа на претензию или в случае ответа, который не устроит автовладельца, можно обращаться с жалобой к омбудсмену.

Страховщик обязан ответить на претензию в течение 15 рабочих дней со дня получения обращения, если оно оформлено по форме, утвержденной омбудсменом, а со дня нарушения прав автовладельца прошло не более 180 дней. В иных случаях срок ответа составляет тридцать рабочих дней.

Для подачи обращения к финансовому уполномоченному нужно зарегистрироваться на его официальном сайте.

Сайт страхового омбудсмена находится по адресу https://finombudsman.ru. В процессе регистрации нужно указать имя и фамилию, номер мобильного телефона, адрес электронной почты и пароль. После регистрации остается только ввести номер телефона в качестве логина и указанный при регистрации пароль.

Омбудсмен принимает к рассмотрению дела, по которым заявитель не успел обратиться в суд. В процессе оформления жалобы нужно указать следующие сведения.

  1. Название страховой компании (система автоматически определит название и реквизиты при указании ИНН или ОГРН).
  2. Суть обращения с кратким описанием проблемы.
  3. Сведения о заявителе.

К жалобе нужно прикрепить страховой договор и претензию. При наличии стоит прикрепить ответ страховой компании на претензию и другие документы, подтверждающие правомерность позиции автовладельца.

Сотрудники службы финансового омбудсмена в течение трех рабочих дней со дня получения жалобы направляют уведомление о принятии заявления или об отказе в принятии. Срок рассмотрения жалобы:

  • 15 рабочих дней для потребителей страховых услуг (страхователя, собственника авто или выгодоприобретателя), если цель получения услуги не связана с предпринимательством;
  • 30 рабочих дней для тех, кому уступлено право требования к страховой компании.

При необходимости проведения экспертизы срок рассмотрения жалобы приостанавливают на срок не более 10 рабочих дней.

Омбудсмен может принять решение об очном рассмотрении жалобы.

В таком случае он уведомляет страховую компанию и ее клиента о времени и месте решения спора. Срок рассмотрения жалобы в таком случае приостанавливается до момента получения сторонами договора соответствующих уведомлений.

Решение страхового омбудсмена вступает в законную силу через десять рабочих дней после подписания.

Кто платит за услуги финансового уполномоченного?

Услуги омбудсмена оплачивают страховые компании, поэтому клиенту не придется ничего платить за помощь в разрешении спора. Причем нет никакой разницы, в чью именно пользу будет вынесено решение финансового уполномоченного.

Исключение составляют случаи, когда было переуступлено право требования к страховщику. Например, такое происходит в процессе деятельности автоюристов, покупающих у автовладельцев долг страховой компании, чтобы затем заработать на штрафах и неустойках.

Какие полномочия у страхового омбудсмена?

При решении спора в пользу автовладельца финансовый уполномоченный направляет в страховую компанию копию своего решения. Если страховщик не исполнил предписание омбудсмена, то последний вправе выдавать лицу, подавшему жалобу, удостоверение, подтверждающее решение о принуждении страховой компании к исполнению требований клиента. Обратиться за удостоверением можно в течение трех месяцев с момента, когда решение должно было быть исполнено.

Удостоверение – исполнительный документ, на основании которого судебные приставы могут принудительно взыскать деньги со страховой компании.

Сотрудники страховщика при всем желании не смогут уклониться от исполнения решения омбудсмена. Да и вряд ли у них возникнет такое желание: помимо неприятностей с судебными приставами и принудительным взысканием долга, омбудсмен примет в отношении страховой компании финансовые санкции. Кроме того, долг страховщика перед клиентом будет ежедневно расти, так как он пользуется чужими денежными средствами.

Что делать, если финансовый уполномоченный не помог?

Если омбудсмен вынес отрицательное решение по жалобе, отказался рассматривать обращение или не принял решение в срок, установленный законом, то можно обращаться в суд с иском к страховой компании. Копию судебного иска необходимо направить финансовому уполномоченному.

Срок обжалования решения финансового уполномоченного не может превышать 30 дней с момента его вступления в законную силу.

Далее процедура рассмотрения спора очень проста: суд запросит все необходимые документы, при необходимости назначит экспертизы, после чего рассмотрит дело и вынесет решение. Решение суда является обязательным к исполнению, сроки его обжалования регулируются действующим законодательством.

ОСАГО с экономией до 78%

Рассчитаем стоимость ОСАГО в 16 страховых компаниях. Покупка полиса в несколько кликов, без комиссии, офисов и курьеров.

Читайте также