Что делать если страховой случай произошёл за границей? Инструкция по применению Зелёной карты и полиса КАСКО с расширенным покрытием

ДТП или угон машины за рубежом могут обескуражить даже самого опытного автомобилиста. Языковой барьер, незнание местных законов и правил только усугубляют ситуацию. К счастью, на помощь страхователю приходят полисы «Зелёная карта» и КАСКО. Что стоит предпринять, чтобы гарантировать выплату по этим страховкам за страховой случай за рубежом?

Неприятности с машиной за рубежом могут озадачить даже опытного автомобилиста. Разобраться в действиях, необходимых для получения выплаты по КАСКО или «Зелёной карте», непросто, ведь порядок действий зависит от различных факторов:

  • Государство, в котором произошло дорожно-транспортное происшествие (ДТП) или иное событие.
  • Характер произошедшего события (есть ли пострадавшие? какой размер ущерба? и прочее).
  • Вид страховки ответственности виновника («Зелёная карта» или ОСАГО страны, где случилось ДТП).

Эти факторы определяют алгоритм действий при ДТП за границей. При этом общие рекомендации подойдут для большинства случаев.

Действия на месте происшествия

Данные рекомендации помогут избежать сложностей при получении компенсации:

  • Обратитесь в полицию или иные профильные  службы. В Европе действует единый номер 112. Телефоны профильных служб в других государствах придётся дополнительно уточнить. В большинстве стран полиция не выезжает на мелкие ДТП, но всё равно обязательно позвоните в полицию и уточните порядок дальнейших действий.
  • Зафиксируйте место происшествия на фото. Данные материалы послужат «подстраховкой» при выяснении обстоятельств случившегося. Вопросы могут возникнуть как у страховой компании, так и у компетентных органов.
  • Запишите контакты и идентификационные данные свидетелей события.
  • При ДТП заполните форму европейского Извещения о ДТП. Если виновник застрахован по «местному» полису (не по «Зелёной карте»), лучше использовать бланк местного ОСАГО. Это облегчит дальнейшее общение со страховой компанией.

Если машина застрахована по КАСКО, сообщите о случившемся в свою страховую компанию.

При ДТП важно получить информацию о полисе страхования ответственности второго водителя (или остальных водителей, если их много).

Не забывайте и об общих требованиях к участникам происшествия. Если есть пострадавшие, окажите посильную помощь. Если событие произошло в пределах дороги, должен быть использован знак аварийной остановки и включена «аварийка». Во всех случаях необходимо принять разумные меры по уменьшению ущерба.

Выплата по «Зелёной карте»

Куда обращаться?

«Зелёная карта» – это зарубежный аналог ОСАГО, поэтому по ней нельзя получить возмещение за ущерб своего автомобиля. Компенсация выплачивается по полису виновника ДТП. Определить страховую компанию и реквизиты договора можно одним из трёх способов:

  1. Получить информацию непосредственно от участника аварии. Нелишне при этом сфотографировать его полис. Иногда комплект страховки включает отрывные копии для потерпевших (по аналогии с российской «Зелёной картой»).
  2. Переписать данные с наклейки на лобовом стекле. В некоторых странах они являются обязательными для автомобилистов.
  3. Получить сведения в компетентной организации: это может быть полиция, надзорный орган или иные структуры. В данном случае потребуется сообщить данные о машине виновного лица.

Если виновник застрахован по внутренней страховке своей страны, скорее всего обращаться за возмещением придётся в его компанию. Предварительно по телефону лучше получить информацию касательно урегулирования убытка:

  • В какие подразделения организации можно предоставлять документы по страховому случаю (заодно узнайте, где находится ближайшее из них)?
  • Какие документы потребуются для рассмотрения случая?
  • Если необходим осмотр повреждённого авто, каким образом и когда можно его провести (это особенно актуально, если машина не на ходу)?
  • Что ещё нужно сделать, чтобы получить выплату?

Порой виновник сам «не из местных» и тоже застрахован по «Зелёной карте». Тогда обращаться необходимо в Бюро «Зелёной карты» государства, в котором произошла авария. Соответствующие контакты указаны на оборотной стороне полиса.

Оператор предоставит инструкции о необходимых действиях, в частности, в какую компанию необходимо подавать бумаги для выплаты. Вместе с тем, нелишне уведомить и свою страховую компанию, чтобы скоординировать планируемые шаги.

Порядок урегулирования

Иногда за компенсацией можно обратиться к корреспонденту (представителю) иностранной страховой компании на территории России. О таком варианте нелишне осведомиться при первичном телефонном обращении. В то же время данная возможность не всегда удобна.

Например, автомобиль может быть слишком сильно повреждён для дальнейшего передвижения. При этом европейские страховые компании нередко готовы компенсировать затраты на ремонт «на месте». В целом же сумма выплаты определяется в основном одним из трёх способов:

  • Оценка затрат на восстановление машины экспертом или специализированной организацией.
  • Оплата счетов авторемонтного предприятия по месту ДТП.
  • «Договорная» выплата – если сумма, предложенная страховщиком без оценки, устраивает потерпевшего.

Точный перечень документов лучше уточнять предварительно. Обычно он не сильно отличается от привычного для россиян перечня:

  • Документы на автомобиль. Обычно это свидетельство о регистрации транспортного средства.
  • Удостоверение личности. Как правило, заграничный паспорт.
  • Водительское удостоверение человека, находившегося за рулём в момент ДТП.
  • Документы полиции или иных служб. Однако полиция в Европе не оформляет небольшие аварии, а подтверждающие документы нередко предоставляет только по запросу страховой компании. В таких случаях данный пункт не актуален.
  • При ДТП: извещение о ДТП европейского образца. Данный документ в целом похож на российский аналог. Кстати, виновник ДТП обязан направить свой экземпляр Извещения в свою компанию.
  • Диагностическая карта (требуется далеко не во всех случаях).
  • Банковские реквизиты. Как правило, открыть счёт в евро проще, чем ездить ещё раз за границу для получения выплаты наличными. Пункт не актуален, если ремонт осуществляется в полном объёме за счёт страховой компании.
  • Документы, подтверждающие восстановительные расходы. Бумаги могут содержать как фактическую сумму (по факту ремонта), так и оценочную (исходя из анализа повреждений). Сюда же можно отнести документы о дополнительных расходах, например, по эвакуация и так далее.

Зачастую многие вопросы удаётся решить по электронной почте или факсу. Без оригиналов документов, конечно, вряд ли обойтись, но иногда их электронные версии могут ускорить процесс урегулирования. Сроки выплат обычно варьируются от нескольких дней до двух-трёх месяцев.

Действия для получения выплаты по КАСКО

При ДТП важно получить информацию о страховках ответственности других участников происшествия. Это позволит страховщику КАСКО требовать компенсацию с компании виновника. Даже если виновником является застрахованный по КАСКО, его страховая компания формально может обжаловать данный факт.

Специфика действий потерпевшего во многом зависит от особенностей страхового продукта. Например, иногда страховщики работают по «европейским» убыткам через специализированных партнёров.

Такие организации могут оказывать телефонную поддержку на русском языке, а также организовывать техническую помощь за рубежом. Кроме того, встречаются отдельные документы, прописывающие шаги при страховом случае в иностранных государствах (например, специальное приложение к страховому договору).

Условия урегулирования страховых случаев за рубежом имеют свои особенности:

  • Ограничение компенсации расходов на эвакуатор (например, 3 000 евро).
  • Позиция об осуществлении утилизации или эвакуации машины за счёт клиента при тотальной гибели (обычно при стоимости ремонта свыше 70-75%).
  • Обязанность клиента за свой счёт организовать экспертизу повреждений в «местной» экспертной организации с последующим возмещением расходов при страховой выплате.
  • Обязанность клиента перевести на русский язык предоставляемые документы без последующей компенсации соответствующих расходов.
  • Право клиента на организацию «необходимого ремонта» – минимально необходимое восстановление авто, обеспечивающее возможность передвижения до территории РФ.
  • Увеличенные сроки рассмотрения «зарубежного» убытка.

У разных компаний свой перечень подобных нюансов. Некоторые страховые организации и вовсе за рубежом платят только за «ущерб» (то есть без «угона»).

Так или иначе, любые мероприятия стоит согласовывать со страховой компанией и сверять с позициями договора КАСКО. В зависимости от законодательства страны происшествия в требования полиса могут вынужденно вноситься коррективы. Важно, чтобы соответствующие указания при этом исходили от страховой компании.

Семь раз спроси, один раз сделай

Получение страхового возмещения по убытку за рубежом требует тщательного контроля со стороны автовладельца. Важным фактором является практика автострахования конкретного государства, о которой потерпевший может ничего не знать, например:

  • Наличие омбудсмена, привлечение которого к решению вопросов по урегулированию убытков является привычным явлением.
  • Практика привлечения адвокатов для получения страховой выплаты (услуги оплачиваются страховой компанией виновника вместе с выплатой).
  • Далеко не везде распространён английский язык. Порой требуется знание французского, испанского или немецкого.

Стоит понимать, что зарубежные страховщики отнюдь не идеальны. Здесь можно столкнуться как с привычным занижением суммы ущерба, так и с затягиванием срока выплаты. К сожалению, языковой барьер и незнание принятого порядка работы существенно увеличивает вероятность подобных случаев.

Поэтому нелишне использовать все возможные ресурсы для обеспечения безошибочности своих действий. Для получения русскоязычной консультации при ДТП можно (и нужно!) обращаться в РСА по номеру 8 (800) 200-22-75.

Кроме того, следует максимально точно разобраться в официальных документах по произошедшему событию перед их подписанием. К счастью, чаще всего не возникает вопросов в отношении порядочности и профессионализма европейских страховых и компетентных структур.