Всё про НС: страхование жизни и здоровья водителя и пассажиров

Сложно найти страховую компанию, которая не готова предложить страхование от несчастного случая (НС) по КАСКО. На что необходимо обратить внимание при выборе данной опции?

С одной стороны, при текущих ценах КАСКО автолюбители редко готовы нести дополнительные расходы. А с другой – необходимость покупки такого полиса не всегда понятна рядовому автовладельцу. Давайте попробуем разобраться в особенностях подобных продуктов.

Выплата: одна на всех или отдельно на каждого?

На сегодняшний день рынок предлагает два основных варианта страхования от несчастных случаев водителей и пассажиров авто.

Паушальная система

Иногда её также называют «система салона». Предполагает общую страховую сумму на всех застрахованных. Лимиты возмещения на каждого человека при этом определяются исходя из условий конкретной компании. Так, эти лимиты могут зависеть от:

  1. Числа лиц, находившихся в салоне на момент наступления страхового случая.
  2. Числа лиц, пострадавших в результате страхового события.
  3. Числа обратившихся за выплатой по соответствующему риску.

При этом в редких случаях общая страховая сумма просто делится на соответствующее количество людей. Чаще всего лимит на человека составляет определённый процент от неё:

  • 40-50 процентов, если пострадал только один человек.
  • 35 процентов, если пострадавших двое.
  • 30 процентов или в равных долях от общего лимита (в зависимости от условий страховщика), если пострадавших трое.
  • Если речь идёт о четырёх и более лицах, общая страховая сумма обычно делится между ними поровну.

Необходимо понимать, что обозначенные выше лимиты являются «отправной точкой» для расчёта страховых выплат. Например, если при страховом событии в машине находился только один водитель, страховая сумма по нему будет в два – два с половиной раза меньше общей страховой суммы по договору.  Для страхователя выгоднее, если лимит на каждого человека определяется делением общей страховой суммы на количество лиц вне зависимости от количества пострадавших.

Система мест

Этот вариант, пожалуй, понятнее предыдущего, так как предполагает установление отдельных страховых сумм на каждого застрахованного. Вернее, на каждое сидячее место, конструктивно предусмотренное в салоне. Эти страховые суммы неизменны при любых обстоятельствах. Они могут быть одинаковы для каждого места в салоне, либо отличаться для водителя и пассажиров. Например, повышенные лимиты бывают предусмотрены для водительского и переднего пассажирского мест.

Чаще всего страховые компании предлагают страхование по системе мест в салоне.

Во всяком случае, это почти всегда касается пассажиров. Дело в том, что на практике определять места расположения последних при страховом случае приходится только исходя из их пояснений. Поэтому при страховании части мест возможны искажения ситуации с целью получения выплаты.

За что и сколько заплатят?

Базовые риски в рамках автомобильного страхования от НС в целом соответствуют классическим продуктам страхования жизни и здоровья:

  1. Смерть.
  2. Инвалидность (постоянная утрата трудоспособности).
  3. Травма (временная утрата трудоспособности).

При постоянной утрате трудоспособности размер выплаты зависит от присвоенной группы инвалидности. Он составляет определённый процент от страховой суммы (выплатного лимита) на человека и обычно колеблется в пределах:

  • Для первой группы инвалидности – 90-100 процентов;
  • Для второй группы инвалидности – 70-80 процентов;
  • Для третьей группы инвалидности – 50-60 процентов.

При смерти застрахованного выплата осуществляется в размере 100%. При этом нередко страховые компании устанавливают временной интервал своей ответственности (обычно год). В течение этого периода, который исчисляется с момента страхового события, инвалидность и/или смерть так же считается страховым случаем, даже если договор закончился. Если, конечно, соответствующие факты имеют доказанную причинно-следственную связь с происшествием.

Застраховать водителя и пассажиров авто от риска временной нетрудоспособности предлагают не все компании. Если же соответствующая позиция присутствует, расчёт выплаты по этой опции может осуществляться двумя способами:

  1. Исходя из определённого процента от страховой суммы (на человека) за каждый день нетрудоспособности.
  2. По таблице выплат в зависимости от вида и степени травмы (в процентах от страховой суммы на человека).

В последнем случае соответствующая таблица обычно является приложением к Правилам страхования КАСКО. Она содержит перечень возможных последствий несчастного случая и устанавливает размер выплаты для каждого из них. Часто страховые компании, опасаясь мошенничества, «забывают» приложить таблицу к Правилам КАСКО.

В первом варианте процент выплаты в день может быть фиксированным или, например, зависеть от размера страховой суммы. Обычно его значение колеблется в диапазоне от 0,1 процента до 0,5 процента. При этом, как правило, устанавливается максимальный предел выплаты по данному риску. Он может составлять от 10 до 50 процентов от выплатного лимита застрахованного. Кроме того, часто начисление начинается не с первых суток. Подобная «временна́я франшиза» составляет обычно от двух до девяти дней.

На что обратить внимание?

Практически в каждой компании встречаются свои особенности при страховании водителя и пассажиров. Поэтому всегда следует ознакомиться с Правилами и параметрами продукта, прежде чем принимать окончательное решение. Например, часто страховки у разных страховщиков отличаются по следующим характеристикам:

  1. Перечень страховых событий. Далеко не всегда он совпадает с перечнем, относящимся к страхованию самого транспортного средства. Например, водители и пассажиры могут быть защищены только от дорожно-транспортных происшествий. В некоторых случаях договором оговаривается отдельный список событий, покрываемых страховкой.
  2. Срок извещения и подачи письменного заявления о выплате. Иногда в части страхования от несчастных случаев Правилами КАСКО на эти действия отводится больше дней, чем при повреждении машины.
  3. Территория страхового покрытия. В некоторых случаях стандартный полис КАСКО может действовать на территории иностранных государств. Однако данное условие не всегда распространяется на риск страхования несчастного случая.

При этом далеко не всегда предусмотрены изменения базовых условий.

Страхователь редко имеет возможность сам выбрать необходимые риски, применить франшизу для снижения ценника или варьировать перечень страховых событий.

Такая «негибкость» не всегда позволяет найти наиболее подходящий вариант. Но во всех случаях выплаты по страхованию жизни и здоровья по КАСКО не зависят от аналогичных страховых компенсаций (например, по ОСАГО). Возмещения в данной области всегда выплачиваются полностью по всем полисам, которые его предполагают. Потому что жизнь и здоровье, в отличие от машины, не имеют цены.

ОСАГО с экономией до 78%

Рассчитаем стоимость ОСАГО в 16 страховых компаниях. Покупка полиса в несколько кликов, без комиссии, офисов и курьеров.

Читайте также