Как проходит IPO и можно ли на нем заработать

Одна из инвестиционных стратегий на фондовом рынке – инвестиции в IPO или в первичном размещении акций. Покупка ценных бумаг при их выводе на биржу может принести инвестору прибыль в десятки процентов со сделки, но содержит в себе повышенный риск. Как проходит IPO и как в нем участвовать частному инвестору – в этой статье.

Что такое IPO

Первичное размещение ценных бумаг на бирже называется IPO – Initial Public Offering. Чаще всего под участием в IPO понимают заявку на покупку ценных бумаг до первого дня торгов. Частные инвесторы отправляют ее брокеру, чтобы получить ценные бумаги на брокерский счет раньше, чем они появятся в свободной продаже на бирже.

Цена размещения известна заранее, но как она себя поведет после открытия торгов – неизвестно. Не всегда ожидания и планы инвесторов, аналитиков и топ-менеджеров компании воплощаются в реальности.

«Совкомфлот» вышел на IPO 7 октября 2020 года. Стоимость акций «Совкомфлота» упала в первый же день после IPO и до сих пор не восстановились до стартовой цены в 105 рублей за акцию. Источник: investing.com

После IPO акций компания становится публичной. В России к аббревиатуре АО – акционерное общество – добавляется «П» – ПАО – публичное акционерное общество. С этого момента компания публикует финансовые отчеты в открытом доступе.

Какие этапы проходит компания при размещении акций

Для компании, которая решила вывести акции на биржу, IPO – новый этап развития, подтверждающий ее успех и востребованность на рынке. Сам процесс состоит из нескольких этапов:

  • Предварительный этап – это подготовка внутри компании: формирование отчетов, оценка бизнеса, независимый аудит. Этот этап самый долгий и может длиться несколько лет.
  • Андеррайтинг. Андеррайтеры – финансовые институты, которые оценивают предполагаемую стоимость акций, ищут первых инвесторов, составляют проспект ценных бумаг, взаимодействуют с Центральным Банком и биржей, рекламируют будущее IPO. Всеми дальнейшими этапами занимаются они.

Сотрудничество с несколькими андеррайтерами увеличивает шансы на успешное размещение. У компании «Озон» было сразу семь известных во всем мире андеррайтеров.

  • Государственная регистрация. Компания отправляет заявку регулятору, в России это Центральный банк. В числе документов для регистрации есть проспект ценных бумаг. Это законодательно регламентируемый документ, в котором обязательно отображаются информация о компании-эмитенте и его деятельности, финансовая отчетность, подтвержденная независимым аудитом. Центральный банк может запросить дополнительные документы для проверки или отказать в регистрации, если выявит нарушения.
  • Листинг – включение акций в котировальный список. Биржа проверяет, соответствует ли компания требованиям и регистрирует ценные бумаги на торговой площадке. После прохождения этого этапа бумаги могут купить институциональные инвесторы.
  • Привлечение инвесторов. Андеррайтер рассказывает о IPO крупным инвесторам, которые могут быть заинтересованы в покупке ценных бумаг. Для этого проводят roadshow – встречи с потенциальными инвесторами, выпускают буклеты и информационный меморандум с основными сведениями о бизнесе, стратегии развития, рисках.

Пандемия коронавируса внесла коррективы в традиционные roadshow: живые встречи топ-менеджеров с инвесторами заменяет онлайн-формат. Например, так поступила крупная звукозаписывающая компания Warner Music. Roadshow прошло целиком онлайн и заняло 4 дня вместо традиционных двух недель. IPO прошло успешно.

  • Сбор заявок и определение цены. Цена размещения может быть четко определена заранее или формироваться на основе книги заявок. Цена или ее диапазон определяется заранее андеррайтером и эмитентом на основе оценки бизнеса аудиторами. Позже, при приеме заявок от инвесторов, диапазон может меняться. Например, при высоком спросе и готовности большого количества инвесторов купить акции.

Китайская компания Alibaba в 2014 году изменила ценовой диапазон приема заявок на IPO. Изначально он был 60-66$, но после roadshow и сбора заявок от инвесторов изменился и стал 66-68$. Размещение прошло по 68$ за акцию.

  • Начало торгов. При начале торгов на бирже цена может сразу стать выше или ниже, это зависит от спроса и предложения, интереса инвесторов к компании и их оценки справедливой стоимости акции.

Первые минуты торгов – самые волатильные. Компания «Фикс Прайс» разместила акции на Московской бирже 10 марта 2021 по 724,5 руб. За первые сорок минут цена достигала отметок 757 рублей на максимуме и 712 рублей на минимуме, это примерно 5% разницы.

  • Lock-up период. Это запрет инвесторам на продажу ценных бумаг в течение некоторого времени. Он нужен для того, чтобы после выпуска ценных бумаг они резко не обвалились. У российских бумаг такого периода нет, акции можно продавать в первый же день после начала торгов. В США lock-up период есть, его длительность определяется эмитентом и андеррайтером заранее. В среднем он длится три месяца.

В чем выгода и риск для инвесторов

Инвестиции в IPO позволяют купить акции при выходе компании на биржу по заранее известной цене. Когда откроются основные торги, цена может сильно вырасти, тогда инвесторы получат высокую доходность.

Озон разместил акции на Московской бирже 24.11.2020 по цене 2395 руб. В феврале 2020 года в моменте рост ценных бумаг составлял около 100% от цены размещения.

Но бывает и обратная ситуация: акция падает или долго остается в узком диапазоне. Риск в том, что цена может никогда не вернуться к начальным значениям и инвестору приходится фиксировать убыток, который может составить десятки процентов.

Ритейлер «Окей» разместился на Московской бирже 14.12.2020 по цене 68 рублей за акцию. В марте 2021 стоимость колеблется около 57 рублей, это падение примерно на 15% от цены размещения.

Как понять, в какое IPO вложить деньги

Предсказать поведение цены акции невозможно. Перед участием в IPO инвесторы оценивают риски, вероятности роста и падения по собственным критериям, но есть и общие рекомендации.

1. Оценить андеррайтеров

В первую очередь при оценке потенциальной доходности инвесторы смотрят на андеррайтера. Чем он известнее и стабильнее, тем больше доверия к IPO. Это обусловлено двумя факторами:

  • Известные финансовые институты заботятся о своей репутации и оказывают услуги только компаниям, в перспективах и прозрачности которых уверены.
  • Андеррайтинг стоит дорого, поэтому услуги топовых андеррайтеров могут себе позволить только компании без финансовых проблем.

Хорошо, если есть договор, по которому андеррайтер выкупает все акции и обязуется их реализовать инвесторам. В России из-за повышенных рисков и проблем с ликвидностью обычно андеррайтер обязуется приложить максимум усилий, но не гарантирует полное размещение ценных бумаг.

Газпромбанк – один из лидеров по организации и андеррайтингу корпоративных облигаций в России. В апреле 2020 года андеррайтер организовал размещение 10-летних евробондов на $1,5 млрд для «Лукойл». Размещение прошло успешно, и финальная книга заявок достигла $3,5 млрд. В сентябре того же года «Норильский никель» разместил 5-летние еврооблигации объемом $500 млн под 2,55% годовых. Компания достигла самой низкой стоимости заимствований в долларах США за всю историю размещений еврооблигаций российских корпоративных ценных бумаг. Организатором выступил Газпромбанк совместно с другими андеррайтерами.

2. Изучить проспект ценных бумаг и информационный меморандум

В этих документах есть информация о компании, особенностях ведения бизнеса, целях привлечения инвестиций. Проспект ценных бумаг публикуют в интернете в свободном доступе. В России – на сервере раскрытия корпоративной информации. Моменты, на которые стоит обратить внимание:

  • Какие продукты или услуги производит компания, актуальны они или нет в данный момент, есть ли перспективы развития.
  • Подписан ли проспект аудитором или независимым финансовым консультантом. Это повышает доверие к отчетности.

Пример документа – Проспект ценных бумаг Закрытого акционерного общества «Банк Русский Стандарт». В проспекте ценных бумаг подпись может поставить аудитор или независимый финансовый консультант, это говорит о дополнительной прозрачности отчетности компании. Источник: e-disclosure.ru

  • Хорошая ли отчетность. Есть ли за последние три года рост выручки, каков объем долга и есть ли при этом риск дефолта.
  • Раскрытие информации. Об основных моментах, которые могут повлиять на цену акций, компании обязаны сообщать инвесторам. Например, о продаже акций основными акционерами и инсайдерами. Если во время IPO акционер будет продавать акции – это плохой знак. Цена может сразу упасть и больше не вернуться.

Все новости, которые потенциально могут повлиять на цену акций, компания обязана публиковать в интернете.

К сожалению, тщательный анализ компании и ожидания инвесторов не гарантируют успех IPO. Риски остаются высокими.

Как покупают акции при первичном размещении

Частные инвесторы могут участвовать в IPO через брокера, для этого нужно открыть брокерский счет. До участия в IPO компаний, размещающихся на Московской бирже, допускают всех инвесторов, а на IPO на иностранных площадках с июля 2020 – только квалифицированных.

За несколько дней до публичного выхода компании на биржу брокер принимает заявки от клиентов. Есть вероятность, что заявка инвестора не будет удовлетворена полностью, тогда неиспользованная часть денег вернется на брокерский счет. Это зависит от общего спроса или от лимита на продажу у конкретного брокера. Ценные бумаги распределяются между желающими, чтобы исключить попадание большого пакета в одни руки.

Если интерес инвесторов небольшой – заявка исполнится полностью, если высокий – частично. Степень исполнения заявки при первичном размещении называется аллокацией и выражается в процентах. Если компания хочет продать акций на 1 миллиард $, а инвесторы готовы купить ценные бумаги на 3 миллиарда $, получается, что все заявки невозможно удовлетворить, поэтому они будут исполнены частично. Скорее всего цена акций будет расти при открытии торгов, потому что инвесторы будут докупать акции на рынке.

Главное

  • IPO – первичное размещение ценных бумаг на бирже.
  • Участие в IPO – одна из инвестиционных стратегий. Она несет в себе повышенные риски, но вместе с тем и вероятность заработать, получить высокий доход.
  • Вся самая важная информация об эмитенте находится в многостраничном документе – проспекте ценных бумаг.
  • Чтобы купить ценные бумаги при первичном размещении, инвесторы подают заявку брокеру – участнику IPO.