Что будет, если не платить автокредит?

Автокредитование – вещь, сопряжённая с определёнными рисками как для банков, так и для заёмщиков. Сумма автокредита может составлять до нескольких миллионов рублей.

Банки страхуют свои риски, оформляя залог на приобретённые по выданным автокредитам машины и в большинстве случаев требуя от клиента застраховать авто от угона (утраты) и повреждений.

В свою очередь, жизненная, в том числе финансовая ситуация у заёмщика может быть осложнена по разным причинам: неправильно просчитанные возможности, потеря работы, необходимость расходовать деньги на вновь возникшие неотложные нужды (и т.д.). Исходные планы по погашению автокредита оказываются нарушенными, а выплата долга становится непосильной для бюджета. В таком случае кредитополучатели порой начинают задаваться вопросом, я не плачу автокредит, что будет.

Проблемная ситуация может развиваться по различным сценариям, в зависимости от индивидуальных обстоятельств.

Но в любом случае при возникновении трудностей с погашением долга самым правильным решением будет не прекращать выплаты по кредиту, а обратиться в банк с изложением возникших проблем.

Кредитор заинтересован в их разрешении не меньше, чем должник.

Банк может предложить клиенту реструктуризацию кредита, то есть изменение условий кредитного договора, включая предоставление отсрочки платежей (кредитные каникулы), увеличение срока кредитования (это уменьшает размер ежемесячных выплат) и другие меры, направленные на нормализацию обслуживания долга.

Другим вариантом решения проблемы является рефинансирование автокредита в другом банке на более выгодных условиях.

Также банк может предложить продать автомобиль, чтобы расплатиться с долгами. Если же ни один из способов урегулирования проблемы реализовать не удалось, нередко должник вынужденно прекращает выплаты по действующему кредитному договору. Что же ожидает заёмщика в этом случае?

Вот типичная схема развития ситуации при прекращении погашения долга.

  • При прекращении выплат заёмщику начинают поступать звонки и сообщения из банка – специалисты будут вежливо, по крайней мере на начальном этапе, уведомлять должника о том, что долг копится, и приглашать в офис для обсуждения возникших проблем и путей их решения. Правильным будет эти сообщения не игнорировать и явиться в банк, даже если прежние визиты были безрезультатными.
  • Через несколько месяцев неплатежей банк будет выставлять требования всё более активно и жёстко. Заёмщик будет получать уведомления о возникновении проблем (например, с выездом за рубеж), если он не погасит долг. В подобных случаях начисляются штрафы за просрочку платежей, размер которых оговорён в кредитном договоре.
  • Весьма вероятна передача дела в коллекторское агентство. Специалисты по взысканию проблемных займов будут звонить должнику, приходить к нему домой и требовать возврата займа. Обычно к этому времени непогашенный долг вместе со штрафами достигает значительной величины.
  • Дело направляется в суд, где процессы по возврату долгов – повседневная норма, алгоритмы заседаний с участием неплательщиков отработаны.
  • На основании решения суда автомобиль изымается и выставляется на аукционные торги, а выручка от продажи идёт на уплату долга и штрафов.

Часто залоговое авто продаётся по цене ниже рыночной, поскольку для банка важна скорость возврата средств. Поэтому денег, полученных банком за реализованную на аукционе машину, может не хватить для полного покрытия задолженности, обладатель которой в результате останется у банка в долгу – хоть и, скорее всего, в несоизмеримо меньшей части.