Нужен ли СНИЛС военным и правоохранителям и как его получить
Страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС) — один из ключевых документов для каждого россиянина наряду с паспортом и ИНН. Его присваивает Пенсионный фонд России (ПФР). Но он есть не у всех — например, СНИЛС не получают военные. Разберемся, почему, как оформить страховой номер самостоятельно и зачем это нужно.
Для чего нужен СНИЛС
- Для формировании будущей пенсии. СНИЛС подтверждает, что человек зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования и ему присвоен в ней индивидуальный номер. На основе этого документа будет назначаться пенсия и проводиться ее перерасчет. По страховому номеру можно узнать рабочий стаж и суммы, которые перечислили работодатели в счет будущих пенсионных выплат. После выхода на пенсию эти данные учитываются.
- Для получения ряда государственных и муниципальных услуг и социальных льгот (в том числе пособий на ребенка и материнского капитала). Например, СНИЛС указывают при регистрации и онлайн-записи к врачу через Госуслуги.
- Для получения финансовых услуг. До 2017 года по российским законам нельзя было взять кредит или ипотеку без СНИЛС. Затем это требование отменили, но ряд банков — например, ВТБ и Совкомбанк по-прежнему обязывают клиентов предоставлять им страховой номер при оформлении своих продуктов. Также СНИЛС указывают для регистрации на маркетплейсе Московской биржи, чтобы на единой платформе пользоваться сервисами банков со всей России.
Почему СНИЛС есть не у всех
Дети, родившиеся после 15 июля 2020 года, автоматически получают индивидуальный номер в ПФР при регистрации в загсе. Взрослые оформляют СНИЛС при официальном трудоустройстве самостоятельно или через работодателя.
Но у военнослужащих, полицейских и представителей большинства силовых структур обычно нет СНИЛС. Пенсией их обеспечивает не Пенсионный фонд, а профильное ведомство: выплаты идут по линии Минобороны, ФСБ, МВД России. Соответственно, страховые взносы в ПФР не перечисляются, так что для формирования военной пенсии по выслуге лет СНИЛС не нужен.
Военнослужащие не обязаны иметь этот документ, но и запретов на его получение нет. СНИЛС пригодится как минимум в следующих случаях:
Практически все силовики уходят на пенсию в молодом возрасте и затем трудоустраиваются уже на «гражданке», где без СНИЛС не обойтись. А в будущем, получив стаж работы по «мирной» профессии, можно получать одновременно две пенсии — военную и назначенную ПФР.
Некоторые категории военных имеют право параллельно работать по гражданской специальности — например, преподавать в университете. В этом случае СНИЛС необходим, поскольку вуз будет перечислять страховые взносы в ПФР.
Услуги ряда банков недоступны без СНИЛС. В частности, этот документ необходим для регистрации на сайте Финуслуг, где можно подобрать и приобрести продукты банков со всей России.
СНИЛС — обязательное условие для получения ряда госуслуг в электронном виде.
Как военнослужащим оформить СНИЛС и можно ли это сделать удаленно
До 1 апреля 2019 года СНИЛС существовал только в виде пластиковой карточки бледно-зеленого цвета, получали ее через работодателя или в филиале ПФР. Затем пластиковый носитель стал не обязателен: вышел закон, утверждающий документ нового образца. Теперь вместо карты достаточно предъявить уведомление в электронном виде или бланк, распечатанный на бумаге (эта форма называется АДИ-РЕГ).
СНИЛС стал электронным, но получить его удаленно все же нельзя. Заявитель должен лично прийти с паспортом и заполненной анкетой в любой из территориальных органов ПФР или многофункциональный центр (если этот МФЦ заключил с Пенсионным фондом соглашение о сотрудничестве). Военным, которые находятся в дальних гарнизонах и не могут лично посетить отделения ПФР или МФЦ, так как их нет на ближайшей территории, разрешается обратиться за получением СНИЛС через свою войсковую часть.
Если заявитель лично пришел в отделение ПФР, присвоение персонального номера и выдача уведомления по форме АДИ-РЕГ проходят в режиме реального времени. При обращении через войсковую часть сроки удлиняются.
А восстановить потерявшийся СНИЛС можно и онлайн — в личном кабинете на сайте Пенсионного фонда. Для этого достаточно выбрать в списке сервисов пункт «Заказать дубликат страхового свидетельства» — документ будет создан автоматически. Его можно распечатать или отправить электронную версию по месту запроса.