Почему страховые компании не продают КАСКО отдельным гражданам?
Отказ в пролонгации полиса КАСКО – одна из самых распространенных причин негативных отзывов автовладельцев о работе той или иной страховой компании. Часто собственники транспортных средств не понимаю, почему им отказали, а страховщики ничего не объясняют.
Получается такая картина: владелец автомобиля не обращался или почти не обращался за страховым возмещением, а ему все равно отказали. В чем же кроется причина подобных отказов?
Согласно действующему законодательству, страховые компании не обязаны озвучивать клиенту причины отказа в заключении договора добровольного страхования, к которому относится и КАСКО. Однако все же в большинстве случаев собственник машины может самостоятельно проанализировать информацию, чтобы понять, почему не продали добровольную автостраховку.
Как показывает практика, отказы в оформлении полиса чаще всего связаны с одной из следующих причин.
Высокая убыточность по договору
Самая распространенная причина отказа в заключении договора КАСКО – убыточность. Причем страховые компании принимают во внимание как выплаты по конкретному договору, так и общий объем убытков по определенной модели.
Как правило, отказы в пролонгации полиса обусловлены индивидуальной статистикой убыточности.
Например, если автовладелец обращался за выплатой один раз, получив возмещение на сумму больше страховой премии, или пять-шесть раз, получая незначительные суммы денег, то ему, скорее всего, откажут в оформлении полиса еще на год. Это же касается случаев, когда вместо денежного возмещения договором предусмотрен ремонт застрахованной машины на СТОА.
Отказ в пролонгации договора возможен и при общем ухудшении статистики убыточности по определенной модели авто. Скажем, в течение года страховая компания понесла крупные убытки по ряду договоров добровольного автострахования вазовской «Гранты». В таком случае страховщик может вовсе отказаться от продажи полисов КАСКО владельцам этой модели.
Правда, чаще страховые компании просто вводят запретительные тарифы, увеличивая цену страховки для убыточной модели авто до сорока-пятидесяти процентов от ее стоимости. Полис на подобных условиях не купит ни один разумный человек, а страховщику удастся избежать вопросов, почему было отказано в заключении договора КАСКО.
Грубость при общении с менеджерами
Как ни странно, грубое поведение при общении с менеджерами страховой компании может стать причиной отказа в продлении полиса даже в случае, когда автовладелец не обращался за выплатой. Сотрудники страховщика, особенно работники отдела урегулирования убытков, в качестве наказания поставят в базе данных отметку о необходимости расставания с клиентом.
Кроме того, грубое поведение часто является причиной существенной задержки при обращении за возмещением.
Если нахамить менеджерам отдела выплат, то рассмотрение дела продлится максимально возможный срок. Поэтому при общении с представителями страховой компании лучше соблюдать рамки приличия. Когда менеджер сам хамит автовладельцу, не нужно поддаваться на провокации. Оптимальным вариантом будет подача письменной жалобы его руководству, а также направление жалобы в Центробанк России, курирующий страховой рынок.
Обман со стороны автовладельца
Некоторые собственники автомобилей в надежде сэкономить указывают в заявлении на заключение договора КАСКО недостоверные сведения. Например, скрывают от страховой компании истинное назначение транспорта в случае, когда он используется в коммерческих целях, или намерено увеличивают стаж одного из водителей.
Если страховая компания уличит собственника транспортного средства в обмане, то она вряд ли продаст ему полис на будущий год.
Кроме того, недостоверные данные – по правилам КАСКО повод для расторжения договора в одностороннем порядке, причем без возврата неизрасходованной части страховой премии. Таким образом, автовладельца-обманщика ждет не только отказ в пролонгации, но и расторжение действующей страховки.
Грубые нарушения Правил дорожного движения
У страховщиков множество каналов получения информации о истории конкретного автомобиля. Это и платные базы данных, и база Российского Союза Автостраховщиков, и информационные системы государственных органов. Использование последних не декларируется, так как в общем-то противоречит закону.
Если автовладелец грубо нарушил ПДД, то высока вероятность, что об этом узнают менеджеры страховой компании.
Допустим, водитель автомобиля, застрахованного по полису КАСКО, спровоцировал ДТП, находясь в состоянии опьянения. Собственник машины не обращался за выплатой по добровольной автостраховке, понимая, что его ждет отказ. За возмещением в рамках системы ОСАГО обратились владельцы поврежденного в результате аварии имущества.
Информация об этом непременно попадет в базу АИС РСА, а значит и страховщик узнает про такое ДТП, даже если его клиент, купивший КАСКО, оформил автогражданку в другой компании.
При обращении за пролонгацией добровольной автостраховки такого клиента, скорее всего, ждет отказ, так как многие страховые компании проверяют аварийную историю конкретного автомобиля даже при перезаключении договора на новый срок, а грубое нарушение ПДД, особенно неоднократное, фактически равносильно выплате.
Нарушения условий страхования
Иногда страховщики в правилах КАСКО прописывают ряд обязанностей клиента. В частности, это может быть уведомление страховой компании о происшествии в определенный срок или использование автомобиля только с зимней резиной в определенном интервале дат. Нарушение некоторых условий страхования не всегда приводит к отказу в выплате.
К тому же добиться возмещения ущерба автовладелец может через суд.
В этом случае нарушение условий договора КАСКО точно станет поводом для отказа в пролонгации. И дело не в убыточности или судебной тяжбе, а именно в нарушении клиентом оговоренных условий действия страховой защиты.
У меня нет номера